Тема 10. Блюз

Концептуально блюз — пентатоническая мелодия на диатоническую гармонию, наложение минорной пентатоники на мажорную диатонику.

Блюз — это двенадцатитактовая форма, разделенная на три четырехтактовые фразы. Вторая фраза часто полностью повторяет первую. А третья является «выводом» из нее.

За внешним аккордовым многообразием блюза кроется четкая структура функций.

Блюзовые аккорды стандартной сетки на клавишах в до мажоре

В структуре аккордов только малая септима, которая не влияет на их функции.

Мелодическая линия блюза также имеет традиционную структуру:

  • Первые два такта блюза насыщены ритмически и мелодически.
  • Такты 5-6 повторяют мелодическую идею, изложенную в первом предложении (в отличие от первого предложения, второе звучит на субдоминантовую гармонию).
  • Такты 9-10 содержат новую мелодическую мысль. Эта мысль чаще всего — ответ или вывод.

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ — одна из важнейших мелодических идиом блюза, которая позже перешла в джаз и другие музыкальные стили. Эта техника подразумевает коммуникацию музыкальных идей.

Блюзовый лад

Звучание блюза — это в первую очередь специфические диссонансы, возникающие из «блюзовых нот» лада. Блюзовый лад основан на натуральном мажорном ладу с альтерацией III, V (иногда ее трактуют как IV) и VII ступеней.

Вариации гармонии

Базовая сетка блюза

Стандартная сетка блюза задает гармонические рамки в контексте которых блюз развивается вплоть до эры Бибопа: функции расширяются, в сетку включаются замены, аккорды трансформируются. В чистом виде стандартная сетка блюза встречается только в ранних образцах. Шире распространена базовая:

В ней тоника в первом предложении разбавляется субдоминантой. В саму сетку включается оборот II-V, который выступает в качестве каденции и в качестве связки для плавной смены функций. Гармонический ритм поднимается.

Лады и аккорды

Минорная пентатоника, которая является основой мелодии блюза, влияет на лады-источники надстроек и басовых нот.

Ниже представлены лады и моды блюзовой прогрессии в тональности си бемоль мажор.

Блюз в миноре

Структура гармонии минорного блюза отталкивается от традиционной блюзовой сетки. Ее развитие происходит аналогичным образом — расширение функций, замен и т.д.

Лады и аккорды в миноре

По мере развития блюза его гармоническая сетка усложнялась и видоизменялась. Наиболее характерные сетки появились в бибоп блюзе (обогащение вводными оборотами и заменами), sus-блюзе (уход от малых септаккордов к задержанным), поздние стили с выходом за пределы двенадцатитактовой структуры.

Вариации гармонии для f-major из книги «Построение линии баса»

Бибоп блюз появился в Эру бибопа. Прогрессии сетки бибоп-блюза основаны на стандарте Чарли Паркера «Billie’s Bounce».

Бибоп-блюз в до мажоре

Основные отличия сетки — появление #IVdim во втором такте и минорного оборота II-V в восьмом; пролонгация доминанты в девятом такте оборотом Gmin7–Gmin(♯7)–C7sus–C7.

Вместе с сеткой меняется и ладовая стуктура:

Sus-блюз:

Блюз и другие стили

Еще один яркий пример преобразования блюзовой сетки — выход за пределы ритмической структуры наряду с расширением гармонической. Яркий пример такого расширения — композиция Жобима Wave (часть А):

Жобим внес изменения в структуру, внеся:

  • новую структуру мелодии — она стала более лиричной;
  • обозначение тоники через maj7
  • вводный аккорд к доминанте — bVIdim во втором такте, и хроматический подходе — related II к вторичной доминанте в третьем такте;
  • модальную замену субдоминанты в шестом такте;
  • линию доминант в тактах 7-10;
  • ввел тритоновую замену к доминанте в десятом такте
  • два такта в дорийском ладу (11 и 12)

Идиомы блюза остались в трехфразовой двенадцатитактовой структуре и пентатонической фразе в конце периода.

Выход за 12 тактов:

Блюзовый рифф

Одна из техник блюзовой импровизации — блюзовые риффы, — это простые мелодические идеи, основанные на блюзовом ладу. Это техника получила широкое распространение при импровизации, поскольку достаточно проста в освоении так как не опирается на гармонию, а основывается на одном ладу. При этом риффы подчиняются строгим ритмическим требованиям (лаконичные фразы, свинговая пульсация, наличие характерных блюзовых нот).