Концептуально блюз — пентатоническая мелодия на диатоническую гармонию, наложение минорной пентатоники на мажорную диатонику.
Блюз — это двенадцатитактовая форма, разделенная на три четырехтактовые фразы. Вторая фраза часто полностью повторяет первую. А третья является «выводом» из нее.
За внешним аккордовым многообразием блюза кроется четкая структура функций.
В структуре аккордов только малая септима, которая не влияет на их функции.
Мелодическая линия блюза также имеет традиционную структуру:
- Первые два такта блюза насыщены ритмически и мелодически.
- Такты 5-6 повторяют мелодическую идею, изложенную в первом предложении (в отличие от первого предложения, второе звучит на субдоминантовую гармонию).
- Такты 9-10 содержат новую мелодическую мысль. Эта мысль чаще всего — ответ или вывод.
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ — одна из важнейших мелодических идиом блюза, которая позже перешла в джаз и другие музыкальные стили. Эта техника подразумевает коммуникацию музыкальных идей.
Блюзовый лад
Звучание блюза — это в первую очередь специфические диссонансы, возникающие из «блюзовых нот» лада. Блюзовый лад основан на натуральном мажорном ладу с альтерацией III, V (иногда ее трактуют как IV) и VII ступеней.
Вариации гармонии
Базовая сетка блюза
Стандартная сетка блюза задает гармонические рамки в контексте которых блюз развивается вплоть до эры Бибопа: функции расширяются, в сетку включаются замены, аккорды трансформируются. В чистом виде стандартная сетка блюза встречается только в ранних образцах. Шире распространена базовая:
В ней тоника в первом предложении разбавляется субдоминантой. В саму сетку включается оборот II-V, который выступает в качестве каденции и в качестве связки для плавной смены функций. Гармонический ритм поднимается.
Лады и аккорды
Минорная пентатоника, которая является основой мелодии блюза, влияет на лады-источники надстроек и басовых нот.
Ниже представлены лады и моды блюзовой прогрессии в тональности си бемоль мажор.
Блюз в миноре
Структура гармонии минорного блюза отталкивается от традиционной блюзовой сетки. Ее развитие происходит аналогичным образом — расширение функций, замен и т.д.
Лады и аккорды в миноре
По мере развития блюза его гармоническая сетка усложнялась и видоизменялась. Наиболее характерные сетки появились в бибоп блюзе (обогащение вводными оборотами и заменами), sus-блюзе (уход от малых септаккордов к задержанным), поздние стили с выходом за пределы двенадцатитактовой структуры.
Бибоп блюз появился в Эру бибопа. Прогрессии сетки бибоп-блюза основаны на стандарте Чарли Паркера «Billie’s Bounce».
Основные отличия сетки — появление #IVdim во втором такте и минорного оборота II-V в восьмом; пролонгация доминанты в девятом такте оборотом Gmin7–Gmin(♯7)–C7sus–C7.
Вместе с сеткой меняется и ладовая стуктура:
Sus-блюз:
Блюз и другие стили
Еще один яркий пример преобразования блюзовой сетки — выход за пределы ритмической структуры наряду с расширением гармонической. Яркий пример такого расширения — композиция Жобима Wave (часть А):
Жобим внес изменения в структуру, внеся:
- новую структуру мелодии — она стала более лиричной;
- обозначение тоники через maj7
- вводный аккорд к доминанте — bVIdim во втором такте, и хроматический подходе — related II к вторичной доминанте в третьем такте;
- модальную замену субдоминанты в шестом такте;
- линию доминант в тактах 7-10;
- ввел тритоновую замену к доминанте в десятом такте
- два такта в дорийском ладу (11 и 12)
Идиомы блюза остались в трехфразовой двенадцатитактовой структуре и пентатонической фразе в конце периода.
Выход за 12 тактов:
Блюзовый рифф
Одна из техник блюзовой импровизации — блюзовые риффы, — это простые мелодические идеи, основанные на блюзовом ладу. Это техника получила широкое распространение при импровизации, поскольку достаточно проста в освоении так как не опирается на гармонию, а основывается на одном ладу. При этом риффы подчиняются строгим ритмическим требованиям (лаконичные фразы, свинговая пульсация, наличие характерных блюзовых нот).