Атональная музыка

Атональная музыка — это термин, обозначающий что в музыке ощущение лада очень слабое или отсутствует, также этот термин относится к музыке, в которой тяготений никогда не существовало. 

Атональное письмо — это организация музыки, при которой лад демонстрируется не аккордовыми тяготениями построенными на тяготении ступеней, а сочетанием тонов или областей нот, которые выступают эквивалентами тональности. 

В атональной музыке отношение между тонами определяется безотносительно лада. В ней есть движение к и от характерных интервальных формаций, но основная движущая сила обычно — мелодия, а не гармония. 

Атональное движение обычно линейно, но может производить вертикальные формации и смешанные интервалы (compound harmony). При этом движение свободно от стремления к тонике. 

Атональное письмо оперирует синтаксисом с преобладанием диссонансов, организация которого базируется на перемещении интервальных напряжений или порядком тонов.

Ритмические паттерны в атональной музыке несимметричны и нерегулярны, часто сложны.

Исчезновение принципа тональной организации приводит к исчезновению функциональной организации, основная организационная ложится на мелодическое и ритмическое развитие. 

Серийная музыка

Даже когда гармония вторична — она важна в линейной организации музыки. Серийное письмо — письмо на основе серий. 

Серия — это ряд неповторяющихся звуков.

Серия из 12 звуков — додекофония

Аккордовые формации, возникающие при серийном письме, имеют слабую или почти не имеют функциональности с точки зрения тональности. Гармоническая логика исходит из набора нот одной серии или последовательности серий. Логичные мелодические высказывания задают направление, а композиторское ухо придает мелодическим линиям качество аккордового движения.

Некоторые направления серийной музыки уходят от средств и правил атональной музыки включают в себя элементы тональной. Также часто техники и материал атональной музыки объединяются с различными типами тональных идиом. 

Серия — любая последовательность любого числа тонов, не обязательно разных (а), может использовать два и более голосов одновременно, формируя гармонию от горизонтального движения (b) или разделяя ее между голосами, формируя гармонию вертикально (с).

Последовательность трех и более нот из выбранного мелодического набора или ряд тонов могут использоваться в качестве центрального аккорда (а). Обращение центрального аккорда относительно его верхнего звука может привести к образованию каденционного аккорда выше центрального (b); отражение центрального аккорда может сформировать другой центральный аккорд ниже (с).

Когда серия нот включает в себя одну или более одинаковых нот,  удвоение аккордовых нот порождает удвоение серии. В месте возникновения таких дублей может возникать параллельная гармония.

В серийной гармонической прогрессии, последовательность аккордов часто меняется для усиления тенденции тяготения к центральному аккорду. 

Транспонирование мелодического набора нот влечет за собой смещения гармонии.

Когда аккорд одной из форм (исходной, ракоход, обращенной /инвертированной/, обращенной ракоходной) мелодического набора идентичен аккорду другого набора, такой аккорд может быть использован как модулирующий

Близко расположенные гармонические области — это такие, которые можно найти с помощью обращения или ракоходного обращения исходного мелодического набора начинающегося с чистой квинты вверх или вниз от оригинального набора.

Сильный каденционный оборот можно сформировать с помощью примарного аккорда или при помощи движения к центральному аккорду. 

Плавности голосоведения в аккордах (орнаменталистики) можно добиться с помощью звуков не в гармонии (а), в гармонии (b), или нот серии, которые получаются вследствие одновременного использования двух или более форм исходного набора нот (с).

Контраст тематического материала может быть построен на на новом, но связанном с исходным, набором нот.Оригинальный набор тон может быть преобразован в другой с помощью выбора верхних нот аккордов, полученных из серии.

Примеры серийной музыки:

Аарон Копланд “Фортепианная фантазия”

Игорь Стравинский “Agon”

Фри джаз

Фри-джаз возник в 60 годы. Его исторический контекст — борьба за равноправия афроамериканцев.

Фри джаз — атональная музыка. Основная идея — свобода от музыкальных норм. Он может иметь тональный центр, или не иметь его. У него нет диатонического аналога — он хроматичен. Все ноты равны — отсутствуют гайд-тона и избегаемые ноты, и характерные тона (которые есть в модальной музыке).

Традиционная музыкаФри джаз
ТональностьПолитональностьАтональность
ТемпПолиритмияБез темпа
РитмПолиритмия
МетрПолиметрБез метра
Строгие формыМожет не иметь формы
ПовторяющийсяСпонтанный
Smooth (сглаженный, плавный)Бессвязный

Подход джона Колтрейна к атональной музыке

  • Модальная структура вместо функциональной и использование хроматики/атональности поверх неё
  • Игра вне мода превалирует над игрой внутри мода (поэтому модальная структура разрушается)
  • Создает звуковые эффекты (подвизгивания, хрипы инструмента, передувы) вместо саунда

Подход Орнетта Колмана

  • Полностью исключил аккордовую структуру:
  • Избавился от гармонического инструмента (фортепиано и гитары)
  • Упразднил аккорды как таковые (солист не привязан к аккордам)
  • Сохранил тональный центр (фокальный тон) в качестве педального аккомпанемента
    • ТОнальный центр — база для начала исследования и взаимодействия
  • Хармолодисность — все музыкальные инструменты равны (например, гармония или метр не влияют на солиста)

Подход Сесила Тейлора

  • Активно использовал тональные кластеры во избежания ощущения тональности
  • Тональный кластер — игра трех и более соседних нот одновременно
  • Хроматический кластер — D Eb E
  • Диатонический кластер — C D E
  • Пентатонический кластер — D E G A
  • ТОнальные кластеры еще называются “секундовыми” аккордами, аккордами построенными на аккордах

Структура Фри-джаза

Если объединить все три подхода в таблицу, то мы увидим как развивалась идея фри-джаза

КолтрейнКолманТейлор
МодальностьТональный центр Кластеры

Исчезновение функциональности у аккордов создает две проблемы: потерю структуры и формы произведения и потерю ощущения движения.

Структура фри-джаза:

  • Этот стиль уходит от аккордов в сторону мелодии. На мелодию ложиться структурирующая функция (приходят понятия “тематическое развитие”, “развитие мотива” или “ассоциация цепочки мотивов”)
  • Мотивы обозначаются латинскими буквами аналогично частям. По той же аналогии обозначаются вариации мотивов:
  • А->A’ -> B -> A’’ -> B” _> и т.д.

Движение во фри-джазе основано на концепции “энергии”.

ЧТобы заменить движение вперед существующее в функциональной музыке, вводится понятие энергии — вариаций музыкальных элементов: тэмбра (стокатто, легато), ритма, темпа (скорости), метра, динамики (громкости), регистров, плотности (увеличение количества нот на единицу времени). Движение создается повышением энергии.

Техники фри-джаза

  • Исключение аккордовых прогрессий и даже аккордов 
  • Исключение формы — принцип преобладания содержания над формой.
  • Использование тональных кластеров
  • Нармолодизм — равнозначность инструментов
  • Использование новых инструментальных звуков
  • Использование необычных музыкальных инструментов
  • Примитивизм (возвращение к истокам джаза)
  • Совместная импровизация
  • Полная свобода выражения через свободную импровизацию

По поводу атональности фри-джаза ходят споры, поскольку в нем все-таки слышно подобие тонального центра.