Атональная музыка — это термин, обозначающий что в музыке ощущение лада очень слабое или отсутствует, также этот термин относится к музыке, в которой тяготений никогда не существовало.
Атональное письмо — это организация музыки, при которой лад демонстрируется не аккордовыми тяготениями построенными на тяготении ступеней, а сочетанием тонов или областей нот, которые выступают эквивалентами тональности.
В атональной музыке отношение между тонами определяется безотносительно лада. В ней есть движение к и от характерных интервальных формаций, но основная движущая сила обычно — мелодия, а не гармония.
Атональное движение обычно линейно, но может производить вертикальные формации и смешанные интервалы (compound harmony). При этом движение свободно от стремления к тонике.
Атональное письмо оперирует синтаксисом с преобладанием диссонансов, организация которого базируется на перемещении интервальных напряжений или порядком тонов.
Ритмические паттерны в атональной музыке несимметричны и нерегулярны, часто сложны.
Исчезновение принципа тональной организации приводит к исчезновению функциональной организации, основная организационная ложится на мелодическое и ритмическое развитие.
Серийная музыка
Даже когда гармония вторична — она важна в линейной организации музыки. Серийное письмо — письмо на основе серий.
Серия — это ряд неповторяющихся звуков.
Серия из 12 звуков — додекофония.
Аккордовые формации, возникающие при серийном письме, имеют слабую или почти не имеют функциональности с точки зрения тональности. Гармоническая логика исходит из набора нот одной серии или последовательности серий. Логичные мелодические высказывания задают направление, а композиторское ухо придает мелодическим линиям качество аккордового движения.
Некоторые направления серийной музыки уходят от средств и правил атональной музыки включают в себя элементы тональной. Также часто техники и материал атональной музыки объединяются с различными типами тональных идиом.
Серия — любая последовательность любого числа тонов, не обязательно разных (а), может использовать два и более голосов одновременно, формируя гармонию от горизонтального движения (b) или разделяя ее между голосами, формируя гармонию вертикально (с).
Последовательность трех и более нот из выбранного мелодического набора или ряд тонов могут использоваться в качестве центрального аккорда (а). Обращение центрального аккорда относительно его верхнего звука может привести к образованию каденционного аккорда выше центрального (b); отражение центрального аккорда может сформировать другой центральный аккорд ниже (с).
Когда серия нот включает в себя одну или более одинаковых нот, удвоение аккордовых нот порождает удвоение серии. В месте возникновения таких дублей может возникать параллельная гармония.
В серийной гармонической прогрессии, последовательность аккордов часто меняется для усиления тенденции тяготения к центральному аккорду.
Транспонирование мелодического набора нот влечет за собой смещения гармонии.
Когда аккорд одной из форм (исходной, ракоход, обращенной /инвертированной/, обращенной ракоходной) мелодического набора идентичен аккорду другого набора, такой аккорд может быть использован как модулирующий.
Близко расположенные гармонические области — это такие, которые можно найти с помощью обращения или ракоходного обращения исходного мелодического набора начинающегося с чистой квинты вверх или вниз от оригинального набора.
Сильный каденционный оборот можно сформировать с помощью примарного аккорда или при помощи движения к центральному аккорду.
Плавности голосоведения в аккордах (орнаменталистики) можно добиться с помощью звуков не в гармонии (а), в гармонии (b), или нот серии, которые получаются вследствие одновременного использования двух или более форм исходного набора нот (с).
Контраст тематического материала может быть построен на на новом, но связанном с исходным, набором нот.Оригинальный набор тон может быть преобразован в другой с помощью выбора верхних нот аккордов, полученных из серии.
Примеры серийной музыки:
Аарон Копланд “Фортепианная фантазия”
Игорь Стравинский “Agon”
Фри джаз
Фри-джаз возник в 60 годы. Его исторический контекст — борьба за равноправия афроамериканцев.
Фри джаз — атональная музыка. Основная идея — свобода от музыкальных норм. Он может иметь тональный центр, или не иметь его. У него нет диатонического аналога — он хроматичен. Все ноты равны — отсутствуют гайд-тона и избегаемые ноты, и характерные тона (которые есть в модальной музыке).
Традиционная музыка | Фри джаз | |
Тональность | Политональность | Атональность |
Темп | Полиритмия | Без темпа |
Ритм | Полиритмия | |
Метр | Полиметр | Без метра |
Строгие формы | Может не иметь формы | |
Повторяющийся | Спонтанный | |
Smooth (сглаженный, плавный) | Бессвязный |
Подход джона Колтрейна к атональной музыке
- Модальная структура вместо функциональной и использование хроматики/атональности поверх неё
- Игра вне мода превалирует над игрой внутри мода (поэтому модальная структура разрушается)
- Создает звуковые эффекты (подвизгивания, хрипы инструмента, передувы) вместо саунда
Подход Орнетта Колмана
- Полностью исключил аккордовую структуру:
- Избавился от гармонического инструмента (фортепиано и гитары)
- Упразднил аккорды как таковые (солист не привязан к аккордам)
- Сохранил тональный центр (фокальный тон) в качестве педального аккомпанемента
- ТОнальный центр — база для начала исследования и взаимодействия
- Хармолодисность — все музыкальные инструменты равны (например, гармония или метр не влияют на солиста)
Подход Сесила Тейлора
- Активно использовал тональные кластеры во избежания ощущения тональности
- Тональный кластер — игра трех и более соседних нот одновременно
- Хроматический кластер — D Eb E
- Диатонический кластер — C D E
- Пентатонический кластер — D E G A
- ТОнальные кластеры еще называются “секундовыми” аккордами, аккордами построенными на аккордах
Структура Фри-джаза
Если объединить все три подхода в таблицу, то мы увидим как развивалась идея фри-джаза
Колтрейн | Колман | Тейлор |
Модальность | Тональный центр | Кластеры |
Исчезновение функциональности у аккордов создает две проблемы: потерю структуры и формы произведения и потерю ощущения движения.
Структура фри-джаза:
- Этот стиль уходит от аккордов в сторону мелодии. На мелодию ложиться структурирующая функция (приходят понятия “тематическое развитие”, “развитие мотива” или “ассоциация цепочки мотивов”)
- Мотивы обозначаются латинскими буквами аналогично частям. По той же аналогии обозначаются вариации мотивов:
- А->A’ -> B -> A’’ -> B” _> и т.д.
Движение во фри-джазе основано на концепции “энергии”.
ЧТобы заменить движение вперед существующее в функциональной музыке, вводится понятие энергии — вариаций музыкальных элементов: тэмбра (стокатто, легато), ритма, темпа (скорости), метра, динамики (громкости), регистров, плотности (увеличение количества нот на единицу времени). Движение создается повышением энергии.
Техники фри-джаза
- Исключение аккордовых прогрессий и даже аккордов
- Исключение формы — принцип преобладания содержания над формой.
- Использование тональных кластеров
- Нармолодизм — равнозначность инструментов
- Использование новых инструментальных звуков
- Использование необычных музыкальных инструментов
- Примитивизм (возвращение к истокам джаза)
- Совместная импровизация
- Полная свобода выражения через свободную импровизацию
По поводу атональности фри-джаза ходят споры, поскольку в нем все-таки слышно подобие тонального центра.