Концертный строй и ключ
Диапазон и характер звучания
Сводный диапазон инструментов
Общие правила для нижних голосов
Пределы интервалов нижних голосов должны находиться в рамках одной строчки:
В случае когда примарный тон исключается из нижних голосов, интервал между басовым голосом и не исключенным примарным тоном должен укладываться в диапазон одной из строчек:
Эффекты духовых инструментов
Качество исполнения эффектов диктуется солистом.
Основные эффекты:
- Шейк. Медные духовые осуществляют трель от основного тона к следующей более высокой ноте или обертону, иногда, для достижения более яркого эффекта, выше. Саксофон и деревянные духовые осуществляют трель к следующей по высоте диатонической или хроматической ноте.
- Фолл или спилл. Падение от основной ноты к неопределенной ноте внизу. Медные играют плавный спуск через серию обертонов, сглаживая пассаж с помощью наполовину прикрытых клапанов в трубе и слайде в тромбоне. Саксофон и деревянные духовые играют едва касаясь пальцами нисходящий хроматический пассаж. Фолл может быть коротким или длинным.
- Доит. Также что и фолл, но в противоположном направлении.
- Связующее глиссандо. Короткий пассаж между двумя разными нотами.
- Флип или поворот. Играется при переходе с более высокой ноты на низкую. Флип сочетает восходящее глиссандо к соседнему тону или нетемперированному тону с нисходящим глисандо к целевой ноте.
- Смир или бенд. Играется слайд или бенд к ноте. Движение прямое.
- Плоп. Этот прием используется когда надо достичь ноты в среднем или нижнем регистре. От более высокой ноты, обозначенной как начальная, музыкант стремительно спускается пассажем через лад или обертона к целевой ноте. Для того, чтобы скорость пассажа была высокой, трубачи используют полуприкрытые клапаны, тромбонисты — слайд, а саксофонисты и деревянные духовые играют пальцами диатонический или хроматический лад.
- Рип. То же что и плоп, но движется вверх. Целевая нота в среднем или верхнем регистре.
Таблица 1. Обозначения штрихов
ТЯЖЕЛЫЙ АКЦЕНТ | Держится согласно длительности ноты. | |
ТЯЖЕЛЫЙ АКЦЕНТ | Держится меньше длительности ноты. | |
ТЯЖЕЛЫЙ АКЦЕНТ | Берется тяжело коротко. | |
СТАККАТО | Берется коротко. | |
ТЕНУТО | Держится всю длительность. | |
ШЕЙК | Изменение тона вверх, похожее на трель. | |
ГУБНАЯ ТРЕЛЬ | Подобно дрожанию, но медленнее (у духовых — контроль губами). | |
ШИРОКАЯ ГУБНАЯ ТРЕЛЬ | То же самое что губная трель, но медленнее и шире по интервальному расстоянию. | |
ФЛИП | Повышение тона с последующим падением к ноте | |
БЕНД (СМИР) | Слайд к ноте от предыдущей ноты. Нужный тон достигается перед нотой. | |
ДOИТ | Нота озвучивается, затем следует глиссандо вверх от одной до пяти секунд. | |
ДУ | Приглушенный тон. | |
УА | Полный звук — не приглушенный. | |
КОРОТКОЕ ГЛИССАНДО | Слайд к ноте снизу. | |
ДЛИННОЕ ГЛИССАНДО | Тоже, что и короткое глиссандо, но длиннее. | |
КОРОТКОЕ ГЛИССАНДО ВНИЗ | Обратное короткому глиссандо. | |
ДЛИННОЕ ГЛИССАНДО ВНИЗ | Обратное длинному глиссандо. | |
КОРОТКИЙ ПОДЪЕМ | Хроматический или диатонический подъем по трем нотам к нужной по высоте ноте. | |
ДЛИННЫЙ ПОДЪЕМ | То же, что и короткий подъем, но длиннее. | |
КОРОТКИЙ СПИЛЛ | Быстрое диатоническое или хроматическое понижение. | |
ДЛИННЫЙ СПИЛЛ | То же, что и короткий спилл, но длиннее. | |
ПЛОП | Быстрый спуск вниз по аккорду или диатонике до нужной ноты | |
НЕНОТИРОВАННЫЙ ЗВУК (GHOSTED) | Нота с неопределенной частотой. |
Иногда в джазе встречаются знакомые по классической музыке обозначения без объяснения значения. Например, мордент в джазе означает вертушку.
- Морденты (вертушка)
Пример 1
В джазе морденты используются для обрамления ноты аккордовыми тонами. В этом случае, вместо того, чтобы играть четыре шестнадцатых мордента, играется триоль шестнадцатыми и дополняется восьмой, как показано в Примере 2.
Пример 2
- Быстрые повороты (опевания)
Быстрый поворот — это флип от предыдущей к последующей ноте.
Пример 3
- Падения
Падения или спиллы (Пример 4) часто встречаются в джазовых нотах. Падения бывают разной длины, которая определяется музыкальным контекстом и тем, что следует за падением. В бэнде никто не должен исполнять падение дольше, чем оно звучит у главной партии. Падения могут быть хроматическими или диатоническими.
Пример 4
- Обороты «doo-wah»
Обороты «doo-wah» встречаются у духовых в джазовых партитурах любой сложности.
Пример 5
- Ненотированный звук (Ghosted notes)
Ненотированные звуки используются для подчеркивания звуков, находящихся вокруг них.
Пример 6
Обычно целевые ноты подчеркиваются аккордом и длинной. А ноты от которых исполняется прием идут без поддержки аккордовыми звуками и короче.
Специфика регармонизации
В духовой секции очень важна плавность голосоведения. Для его достижения используются приемы регармонизации.
- Хроматический подход (ch) — когда ноты движутся по полутонам к целевой: обычно использует недиатонические ноты.
Хроматическая регармонизация: каждый голос идет по полутонам к целевой в том же направлении, что и мелодия:
- Регармонизация на основе лада и функциональных групп (S).
- Доминантовый подход. Проходящие ноты регармонизуются доминантовым аккордом к целевому. Это работает если проходящая ноты входит в доминанту или надстройки доминанты.
- Параллельная регармонизация (ее частный случай — хроматическая). Это — движение всех голосов на тот же интервал, что и солирующий голос.
- Диатоническая регармонизация — каждый голос движется на диатоническую ступень. Лучше подходит для случаев когда мелодия и гармония находятся в диатонике.
- Двойной хроматический подход — две хроматические ноты одинаковой длительности идут в целевую. Движение голосов параллельно и идет по хроматике.
- Ненаправленное (indirect) разрешение (функция->функция, хроматика->хроматика, функция->хроматика, хроматика->функция). Две равные по длительности ноты идут в аккордовый целевой звук с разных сторон.
Каждая из таких нот регармонизуется независимо.
Также для аранжировки духовой секции используется ладово аккордовый подход (chord scale) когда в соответствии с аккордом и его функциональной ролью в голосах используются возможные соответствующие надстройки (лады).
Позиционирование инструментов происходит также как и голоса в хоре — от высокого к низкому.
Распределение инструментов по нотоносцам:
- Альт 1/Флейта
- Альт 2
- Тенор 1/Сопрано
- Баритон/Басовый кларнет
- Труба 1
- Труба 2
- Труба 3/Флюгельхорн
- Труба 4/Флюгельхорн
- Тромбон 1
- Тромбон 2
- Тромбон 3