Аранжировка группы смычковых

Открытые струны
Скрипки (violin):Альт (viola). Пишется в альтовом ключе (т.е. пишется “си”, играется “до”) :Виолончель (cello):
Контрабас (строй бас-гитары,пишется в басовом, звучит на октаву ниже):

Способы звукоизвлечения:

arco – движение смычка по струне;

pizzicato – щипком пальца;

col legno – ударом древка смычка по струне.

//Есть еще сурдина, смягчающая звучание инструмента.

//обозначение sul A (либо 0 над конкретной нотой) означает что нота играется на открытой струне “ля”

Позиции на струнных смычковых инструментах

Основная позиция для гаммообразных фраз – первая. В скрипичной  партии хроматические пассажи в верхнем регистре (7 позиция) и гаммообразных пассажей в этой позиции очень сложные. От восьмой позиции и выше применяются только для игры на первой струне.

При игре смычком окраска звука зависит от места ведения смычка – середины струны дает наиболее сочный звук, место у подставки (sul ponticello) – резкий звук, у грифа (sul tasto) – холодный звук с малым количеством обертонов.

— обозначает ведения смычка вверх (используется при crescendo);

— обозначает ведения смычка вниз (используется при diminuendo).

Скрипка:

Альт:

Виолончель:

Штрихи смычковых:

  1. Detache – нота полной длительности с острой атакой звука.
  1. Legato – две или более нот исполняются движением смычка в одном направлении без отрыва от струны.
  1. Staccato – короткие, отрывистые ноты с острой атакой (может исполняться без отрыва смычка от струны). Spiccato то же что staccato, но исполняется с “подпрыгиванием” смычка.
  1. Tremolo имеет два вида: 
  • tremolo смычком – быстрые короткие движения смычка в обоих направлениях без отрыва смычка от струны (динамика от pp до ff);
  • tremolo пальцами левой руки при неотрывном движении смычка в одном направлении (динамика ограничена и зависит от длительности звука).
  1. Флажолеты (как и в гитаре натуральные и искусственные.

Таблица флажолетов:

//штилями вверх представлены натуральные флажолеты, штилями вниз – искусственные.

  1. Игра двойными нотами.

Двойные ноты на скрипке:

Двойные ноты на альте на квинту ниже чем на скрипке.

Двойные ноты для виолончели(из-за длины струн применимы не все интервалы):

Состав смычковых в симфоническом оркестре:

Число первых скрипок может доходить до 24х. Пропорционально увеличивается и число остальных партий. Деревянные духовые также увеличиваются в числе в этой ситуации.

Каждая из пяти партий, в зависимости от числа исполнителей, может играть как один голос, так и несколько самостоятельных голосов (divisi). Исполнители внутри партии делятся по пультам: на один пульт приходится по два исполнителя (исключение – контрабасы, у которых из-за размеров инструмента по отдельному пульту). В случае исполнения нескольких голосов одной группой, пульты распределяются через один (например, 1й голос играет 2, 4, 6 пульты, а 2й голос – 1, 3,5 соответственно). Второй вариант разделения – по сторонам от пульта: правая сторона играет верхний голос, левая – нижний. 

В скрипичной группе голоса распределяются и подвижности: скрипки самые подвижные, затем альты, виолончели и, самые малоподвижные, контрабасы.

Ниже приведены предельные ноты диапазонов смычковых:

Крайний верхний предел для беглой игры смычковых – IV позиция (октава или нона от пустой струны).

Особенности звучания смычковых в зависимости от струн:

  • верхняя струна скрипки Е – яркий звук;
  • верхняя струна альта А – резкий звук с носовым оттенком;
  • верхняя струна виолончели А – грудной ясный звук;
  • струны А и D скрипок и струны D альтов и виолончелей – более слабый и нежный звук;
  • обвитые струны скрипок G, альтов и виолончелей G и C – более жесткий тембр;
  • контрабасы – ровное звучание, глуховатое на нижних струнах E и A, более резкое на верхних.

Мелодия у смычковых

Мелодия может быть у скрипок, альтов и виолончелей.

Скрипки

Мелодия сопрано-альтовой тесситуры + высший регистр. Исполняется первыми скрипками, реже вторыми, возможны унисоны первых двух скрипок. 

Альты

Мелодия альтово-теноровой тесситуры + высший регистр. Обычно мелодия у альтов удваивается другими струнными или духовыми. 

Контрабасы

Тесситура – бас профундо + низший регистр.  Обычно певучие фразы удваиваются или исполняются в октаву с виолончелью.

Унисонные мелодии

Первые и вторые скрипки – большая густота и мягкость в сравнении с исполнением в отдельной партии. Часто присутствует удвоение с одной из партий деревянных духовых. Из-за численного преобладания, такое сочетание не дает духовым перебить скрипичный тембр.

Смычковые в октаву

  • Первые и вторые скрипки часто ведут мелодию в октаву. Особенно используется для уплотнения мелодических линий, лежащих в верхней части тесситуры. 
  • Ведение в октаву разделенных скрипок (divisi) ослабляет звучность мелодии, что особенно чувствуется в малых оркестрах. В основном применяется когда мелодия лежит сверху и удваивается деревянными духовыми.
  • Ведение в октаву скрипок и альтов – особенно применяется когда мелодия нижней октавы выходил за предел нижнего скрипичного G.
  • Ведение в октаву альтов с виолончелями – в основном применяется, когда скрипки заняты на других ролях.
  • Ведение в октаву скрипок и виолончелей употребляется для певучего и выразительного ведения мелодии (в виолончелях при этом мелодия лежит на струнах A и D).
  • Ведение в октаву виолончелей и контрабасов — способ ведения басового голоса.
  • Ведение альтов в октаву с контрабасами – применяется крайне редко, когда виолончели выполняют другую функцию.
  • Ведение в октаву с удвоением каждого из голосов в унисон. Первые и вторые скрипки в октаву с альтами и виолончелями образуют темную звучность при тесситуре мелодии в средних октавах.

Также употребляется ведение мелодии в несколько октав.

Ведение мелодии в терцию и сексту

Ведение мелодии в терцию требует одинаковых тембров в обоих голосах. При ведении в сексту возможны и различные тембры. При ходах терциями в октаву встречается прием ведения первых и вторых скрипок divisi, каждая в терциях. Такой же прием применим для альтов с виолончелями. При ведении в сексту такой необходимости нет.

Ведение мелодии аккордами у скрипок в эстрадном оркестре. При таком ведении мелодии аккомпанемент должен быть тихим.

При четырехголосном изложении мелодии часто применяется октавное замыкание: верхний и нижний голоса исполняют мелодию в октаву.

В аккомпанементе скрипки могут исполнять педальный аккомпанемент в унисон или октаву:

Аккордовые педали:

Аккордовые педали на группе смычковых:

//при этом игра трех- и четырехголосными аккордами в педалях в эстрадных ансамблях почти не встречается.

Мелодические фразы-контрапункты к теме:

Соединение смычковых с деревянными духовыми

Все соединения или удвоения тембров смычковой группы тембрами групп деревянных – хорошие. В результате такого совмещения звук получается более густым и сильным. При этом смычковые смягчают тембр духовых. Характерный звук духовых при этом теряется в пользу смычковых.

Удвоение в унисон

Удваиваются инструменты, у которых тембры совпадают и тесситуры соответствуют друг другу.

Цель удвоения:

  • получение нового тембра,
  • усиление звучности смычковых,
  • смягчение тембра духовых.

Ведение удвоенных голосов в октаву

Наиболее частый способ – ведение в октаву смычковых инструментов с удвоениями духовыми обоих голосов.

Реже из двух октавных голосов удваивается только один. В этом случае в мелодии сопрановой тесситуры предпочтительнее ведение в октаву духовых с удвоением лишь нижнего голоса смычковым инструментом. 

Соединение смычковых с медными духовыми

Тембры смычковой группы и медных духовых очень разнятся, поэтому в этом сочетании сложно добиться слитности. Относительно объединяются инструменты, родственные по тесситуре:

Например, соединение валторн с виолончелями, дающее мягкий и сложный тембр.

Соединение трех групп

Соединение трех групп в унисон встречается чаще, так как тембр деревянного духового сплавляет медные и смычковые вместе.

Специфика гармонического изложения у смычковых

Как у в других группах, в смычковых при изложении аккордов нужно следит за равнозвучностью голосов. Но в случае высокого темпа партий, это менее значимо.

Короткие аккорды: (двойные, тройные,четверные) трех- и четырехголосные аккорды смычковых могут быть взяты лишь коротко. Играются приемом arco.

Короткие аккорды взятые смычком звучат плотно либо в forte, либо с поддержкой духовыми инструментами. Удобство аппликатуры первостепенно относительно плавности голосоведения и равномерности расположения звуков. Предпочтительно – аккорды с участием пустых струн. Виолончели выступают с аккордами реже из-за низкой тесситуры (чаще удваивают контрабасы), контрабасы крайне редко участвуют двойными или тройными, чаще играют с октавным удвоением (с одной пустой струной).

Протянутые аккорды и tremolando: такие аккорды требуют равнозвучности и ровного расположения нот. При сбалансированном составе, четырехголосное сложение с удвоенным басом в октаву и тесном расположении – самый простой и действенные способ написания таких аккордов. При отнесении трех верхних голосов от баса,в середину приходится добавлять еще голоса для заполнения середины (вводятся двойные ноты в скрипках или альтах, либо и в тех и в других). Divisi употребляется либо во всех партиях, либо нигде.

Если три верхних голоса играют divisi, то басовый голос (неразделенные виолончели и контрабасы), ослабляется, чтобы выделить верхние голоса.

При задержании в верхних голосах на forte или sfp, распределение звуков должно быть равное.

Соединение смычковых с духовыми

  1. Соединение смычковых и деревянных духовых. Встречается часто из-за схожести тембров. Особенно в виде протянутых нот или в виде tremolando смычковых. Наиболее частый способ – полное или частичное удвоение голосов смычкового квартета:
  1. Соединение смычковых и медных духовый. Встречается крайне редко из-за несхожести тембров. Применимо когда гармония смычковых исполняется tremolando, а гармония медных протянутыми нотами,также в случаях коротких отрывистых аккордов sforzando в смычковой группе.Исключения – валторны, которые хорошо удваивать виолончелями или альтами divisi.

//Учебник Римского-Корсакова– база по оркестровке, но написан тяжелым языком:

Общие tutti

Большое и малое tutti (в зависимости от состава оркестра).

Большое tutti – совместное звучание всех “певучих” групп оркестра: смычковой, деревянной и медной духовой. Малое tutti – участие медной группы не в полном составе (например, без тромбонов, трубы или труб, только с двумя валторнами или двумя трубами и т.д.)

Состав деревянной группы в обоих tutti может быть полный или неполный в зависимости от музыкального содержания в зависимости от тесситуры (так при низкой тесситуре можно исключить флейты).

Pizzicato всей смычковой группы (иногда с пианино или арфами) образует частичное tutti. Для усиления его звучности его обычно связывают с духовыми.

Solo смычковых

В отличие от звучных духовых, соло смычковых в оркестре звучит редко.Чаще оно встречается у первой скрипки и первой виолончели, реже – у альта, контрабасового соло почти нет (в академической музыке). Сравнительно слабая звучность вынуждает использовать очень мягкое и прозрачное сопровождение. Есть случае применения двух инструментов соло в унисон или смычкового квартета.