Большая часть современной популярной музыки тональна и функциональна:
Тональность в музыке означает набор звуков (звукоряд) с тональным центром, который является отправной точкой для всех аккордовых и мелодических кусков.
Тональный центр — это характерное для тональности отношение неустойчивых звуков или аккордов к устойчивым. Самым главным тяготением в тональности является тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой тяготеют все остальные. Лад называется по имени тоники.
Если ноты в ладу выстроить в порядке их названий начиная с тоники и пронумеровать, то мы получим ступени лада.
Наиболее распространенные лады — это натуральный мажор, натуральный и гармонический миноры. Она отличаются по расстоянию между ступенями.

У ступеней с ладу есть свои тенденции к устойчивости/неустойчивости:
Ступени I, III, V — наиболее устойчивые (первая — самая устойчивая). У них нет тенденции к движению.
- IV ступень имеет сильное тяготение к третьей
- VII к первой
- II к первой
- VI к пятой
При этом в современной музыке наиболее сильные тяготения — VII->I и IV->III (в отличие от классической музыки, где тяготение второй к первую было сильнее четвертой в третью).
У неустойчивых ступеней есть и альтернативы, куда разрешаться:
- II ступень может разрешиться в II
- IV ступень может разрешиться в V
Также есть ступени, которые разрешаются с помощью проходящих звуков:
- VI может разрешиться в I, пройдя через VII
- VII может разрешиться в V, пройдя через VI

Лад До-мажора. Закрашены неустойчивые звуки
Если классическая музыка в основном оперировала трезвучиями (аккордами, состоящими из трех разных нот), то с приходом джаза стали широко использоваться четырёхзвучные аккорды. Дальше мы будем оперировать ими.
В тональности есть три основных функции — это тоника, доминанта и субдоминанта. Эти функции имеют разные взаимоотношения к тональному центру.
Тоника — это функция, создающая ощущению стабильной точки.
Основные тоники в мажоре — это Imaj7 и Imaj6.
Субдоминанта — функционально уход от тоники либо подготовка доминанта.
Основные субдоминанты в мажоре — это IVmaj7 и IV6.
Доминанта — движение к тонике, ожидание разрешения, наибольшее напряжение.
Основная доминанта в мажоре — V7. Также часто используется вариация V7sus4.
Остальные аккорды, которые можно получить из ступеней тональности будут относиться функционально к одной из трех групп: тоникам, субдоминантам или доминантам. Принадлежность определяется по наличию большого числа общих нот в составе.
К группе тоник также относятся аккорды VI и III ступеней

К группе субдоминант также относится аккорд II ступени:

В классической музыке к группе доминант относили и аккорд седьмой ступени мажора, но в современной музыке он не употребляется в этой роли (устаревшее звучание).
Подводя итог, функциональные группы в натуральном мажоре выглядят следующим образом:
- Тоническая: Imaj7, VI-7, III-7
- Группа субдоминант: IVmaj7 и II-7
- Доминанты: V7 или V7sus4

В зависимости от характера движения голосов в аккордах, аккорды могут выполнять разные роли.
Роли, которые исполняют аккорды в прогрессии:
1) Прогрессия (движение вперед)
2) Пролонгация (вариация окраса внутри одной функциональной группы)
3) Ретрогрессия — уменьшение напряжения
4) Разрешение