Большая часть современной популярной музыки тональна и функциональна. Чтобы понять, что такое тональность, нужно разобраться с понятиями звукоряд и лад.
Звукоряд в музыке — это ряд звуков (набор звуков в какой-либо последовательности). Лад — это звукоряд, в котором звуки относятся друг у другу определенным образом, т.е. отстоят друг от друга на определённое расстояние и имеют тяготения (являются устойчивыми и неустойчивыми).
Понятия устойчивость и неустойчивость относится к звучанию ступеней. Неустойчивые звучат более напряженно, создают стремление к музыкальному движению. Устойчивые создают ощущение стабильной точки.
Тональность в музыке означает звукоряд с тональным центром, который является отправной точкой для всех аккордовых и мелодических кусков.
Тональный центр — это характерное для тональности отношение неустойчивых звуков или аккордов к устойчивым. Самым главным тяготением в тональности является тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой тяготеют все остальные. Лад называется по имени тоники.
Если ноты в ладу выстроить в порядке их названий начиная с тоники и пронумеровать, то мы получим ступени лада.
Наиболее распространенные лады — это натуральный мажор, натуральный и гармонический миноры. Они отличаются по расстоянию между ступенями.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2021/10/image-1.png)
Зная алгоритм построения лада, можно построить его от любой ноты. Например, мы хотим построить лад натурального минора от ноты «ре». Мы знаем что расстояние между ступенями в натуральном мажоре — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Если мы возьмем ноту «ре» и от неё отсчитаем клавиши по этим расстояниям, то получим лад.
Ступени в ладу могут быть устойчивыми/неустойчивыми:
Ступени I, III, V — наиболее устойчивые (первая — самая устойчивая). У них нет тенденции к движению.
Неустойчивые ступени:
- IV ступень имеет сильное тяготение к третьей
- VII к первой
- II к первой
- VI к пятой
При этом в современной музыке наиболее сильными тяготениями считаются — VII->I и IV->III (в отличие от классической музыки, где тяготение второй ступени в первую было сильнее тяготения четвертой в третью).
У неустойчивых ступеней есть и альтернативы, куда разрешаться:
- II ступень может разрешиться в III
- IV ступень может разрешиться в V
Также есть ступени, которые разрешаются с помощью проходящих звуков:
- VI может разрешиться в I, пройдя через VII
- VII может разрешиться в V, пройдя через VI
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2020/03/лад-до-мажора.png)
Лад До-мажора. Закрашены неустойчивые звуки
На любой ступени лада можно построить аккорд состоящий из нот лада (если брать их через одну, то получится аккорд терцового строения. Эти аккорды, как и ступени в ладу, имеют взаимоотношения (функции аккордов в ладу). Если классическая музыка в основном оперировала трезвучиями (аккордами, состоящими из трех разных нот), то с приходом джаза стали широко использоваться четырёхзвучные аккорды. Дальше мы будем общаться с ними.
В тональности есть три основных функции — это тоника (T), доминанта (D) и субдоминанта (S). Эти функции имеют разные отношения к тональному центру.
Тоника — это функция, создающая ощущению стабильной точки.
Основные тоники в мажоре — это Imaj7 и Imaj6.
Субдоминанта — это уход от тоники, либо подготовка доминанты.
Основные субдоминанты в мажоре — это IVmaj7 и IV6.
Доминанта — движение к тонике, ожидание разрешения, наибольшее напряжение.
Основная доминанта в мажоре — V7. Также часто используется вариация V7sus4.
Остальные аккорды, которые можно получить из ступеней тональности будут относиться функционально к одной из трех групп: тоникам, субдоминантам или доминантам. Принадлежность определяется по наличию общих нот в составе аккорда.
С течением времени какие-то аккорды стали более употребимы в качестве одной из функций, какие-то — менее.
К группе тоник относятся аккорды VI и III ступеней
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2021/10/image-3.png)
К группе субдоминант относится аккорд II ступени:
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2021/10/image-4.png)
В классической музыке к группе доминант относили и аккорд седьмой ступени мажора, но в современной музыке он не употребляется в этой роли, а заменяется альтерированным (dim на VII ступени).
Подводя итог, функциональные группы в натуральном мажоре выглядят следующим образом:
- Тоническая: Imaj7, VI-7, III-7
- Группа субдоминант: IVmaj7 и II-7
- Доминанты: V7 или V7sus4, VIIdim
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2021/10/image-5.png)
В зависимости от характера движения голосов, аккорды могут выполнять разные роли.
Их роли в гармонической последовательности:
1) Прогрессия (движение вперед)
Такая прогрессия возникает при увеличении количества диссонанса в аккордах, стремящегося разрешиться в тонику. Пример такой прогрессии: T-S-D (Cmaj-Fmaj-G7 в до мажоре)
2) Пролонгация (вариация окраса внутри одной функциональной группы)
Прогрессия, при которой аккорды находятся в одной функциональной группе и располагаются по принципу увеличения диссонирующих с тоникой звуков. Пример: T-TVI-TIII (Cmaj-Am7-Em7 в до мажоре)
3) Ретрогрессия — уменьшение напряжения
Прогрессия в которой диссонанс уменьшается. Например, D-S-T (G7-Fmaj-Cmaj в до мажоре)
4) Разрешение
Разрешение в тонику. Пример: D-T (G7-Cmaj в до мажоре) или S-T (Fmaj-Cmaj в до мажоре)