Функции в ладу

Тяготения в ладу

В ладу звуки не равнозначны. Одни из них более устойчивые, другие неустойчиные, т.е. создающие мелодическое движение к тональному центру (стремятся разрешиться в тонику или устойчивый звук).

На рисунке ниже показаны тяготения в тональности на примере до мажора.

Лад натурального до мажора. Закрашены неустойчивые звуки.

От каждой ступени лада можно построить аккорд, беря звуки через одну ступень. Такие аккорды, состоящие только из ладовых звуков, будут называться диатоническими.

Пример диатонических аккордов в до мажоре.

В данном случае C (до мажорное трезвучие) является тоникой (Главная тоника) , F (фа мажорное трезвучие) — субдоминантой и G (соль мажорное трезвучие) — доминантой. Они являются главными носителями этих функций в этом ладу, но не единственными. Есть также Em (ми минорное трезвучие III ступени) и Am (ля минорное трезвучие VI ступени), — они являются медиантами (могут играть роль разных функций в зависимости от места, которое занимают в гармонической последовательности произведения). Вторая ступень, Dm (ре минорное трезвучие) — субдоминанта второй ступени, седьмая ступень Bdim (си уменьшенное) — доминанта седьмой ступени. В современной музыке часть этих ролей опускается, так как считается устаревшей (например сочетание VII натуральной и тоники сейчас употребляется крайне редко).

В музыке с середины XX века можно выделить следующие гармонические функции (субдоминанта, доминанта, тоника) и описать отношения аккордов к тональному центру:

  • Главная тоника — аккорд, строящийся на первой ступени. В мажоре — это Imaj7 или Imaj6.
  • Задача субдоминанты — создавать движение, контрастное звучание с тоникой или идти в доминанту. Основная субдоминанта мажора IVmaj7 или IVmaj6. Она располагается на чистую квинту ниже тоники.
  • Задача доминанты — подготовить слушателя к приходу тоники. V7 — главная доминанта (ее вариация V7sas4). Доминанта находится на чистую квинту выше тоники.

Три группы функций:

Аккорды II, III, VI и VII ступеней являются альтернативой аккордов I, IV и V ступеней. Они также выполняют одну из трех функций, в зависимости от того, с каким главным аккордом у них больше общих звуков.

Тоники в мажоре: Imaj7, VI-7, III-7
Субдоминанты в мажоре: IVmaj7, II-7
Доминанты в мажоре: V7, Vsus47

Роль, которую могут выполнять аккорды в диатонической прогрессии:

1) Прогрессия (движение вперед)
2) Пролонгация (вариация окраса внутри одной функциональной группы)
3) Ретрогрессия — уменьшение напряжения
4) Разрешение