Виды мелодии по отношению к гармонии:
1) Мелодия в аккорде — мелодия строится на звуках аккорда.
2) Мелодия поверх аккорда — мелодия в скейле, но слабо соотносится с аккордом.
3) Мелодия против басовой линии — мелодия идет в противоположную сторону от басовой линии.
Форма мелодической линии:
1) Статичная — прямая линия.
2) Зигзаг — к прямой линии прибавляются вводные звуки (опевания, петли).
3) Восходящая — начинается с низкого звука и повышается.
4) Нисходящая — начинается с высокого звука и понижается.
5) Арка — начинается низко, поднимается, затем — опускается.
6) Перевернутая арка — начинается высоко, опускается, затем возвращается обратно.
7) Круг — линия, использующая в основном скачки в тон и пол тона.
8) Квадрат — линия, содержащая большие скачки (от кварты).
9) Линия: сама по себе не является законченной мелодией; идеальна для интродукции; по мере развития произведения можно как остинанту увести на второй план.
10) Круг подходит для окончания фразы.
Круг

Линия

Ритмическое смещение мелодии
Ритмическое смещение мелодии — это техника, позволяющая сделать аранжировку интереснее.
Подхлест — мелодия, которая в оригинале приходится на долю, играется на половину доли раньше (чаще восьмую).

В некоторых случаях (в зависимости от пульсации) подхлест может сдвигать атаку ноты на шестнадцатую долю или, наоборот, на четвертную.

Оттяг — взятие ноты после доли, на которую приходится оригинальная мелодия (на четверть доли, половину доли или целую долю).

N.B. Ритмические смещения в мелодии чаще всего приводят к таким же смещениям в гармонии.
Способы развития мелодии

Повторение
Обычно эта техника используется в начале импровизации и заключается в точное или неточное повторение мотива оригинальной мелодии. Не в начале соло точное повторения используется и как отсылка к оригинальному мотиву. При точном повторении обычно копируется только небольшой фрагмент мелодии – отдельная фраза.Неточное повторение копирует мелодию к небольшими мелодическими или ритмическими изменениями.

Транспонирование
Техника транспонирования переносит оригинальный мотив на определенный музыкальный интервал. Есть два варианта транспонирования – диатонический и абсолютный (последний – это когда интервалы между нотами транспонированной мелодии соответствуют оригинальным по количеству полутонов). Абсолютный вариант создает больше диссонансов и неожиданных красок.

Расширение и интерполяция
Расширение и интерполяция добавляют новые ноты к исходному мотиву. Расширение – в конце мотива, интерполяция – внутри.

Сокращение и фрагментация
Сокращение «вырезает» из мотива короткую фразу, фрагментация «нарезает» на фрагменты исходный мотив.

Инверсия
Инверсия – наиболее сложная техника, основанная на интервальном отражении исходной мелодии. Инверсионное зеркало «переворачивает» интервалы: если в исходной мелодии терцовый скачок был вверх, то в инверсии он последует вниз. Также как и в транспонировании, инверсия возможно диатоническая и абсолютная (с сохранением абсолютных значений интервальных расстояний мотива).
