Тритоновая замена в миноре (Minor Substitute Dominants). Светлая и темная субдоминанты в миноре.

Аналогична мажорной. В основе лежит лидийский лад с b7.

Светлая минорная субдоминанта

Субдоминанта, появляющаяся на второй и четвертой ступенях дорийского минора (минора с повышенной шестой ступенью).

Темная минорная субдоминанта

Субдоминанта, появляющаяся на второй ступени фригийского минора (вторая пониженная натурального)

Тритоновая замена в миноре

Особенности:

  • Недиатонические примарные тона (руты) замен
  • Ожидание разрешения на полтона вниз
  • Разрешение в диатонический аккорд
  • Обыгрывается Лидийским ладом с пониженной VII ступенью
Тритоновая замена доминанты V ступени в до миноре с соответствующей ей ладом

Шестая пониженная vs тритоновая замена двойной доминанты

Оба хода, шестая пониженная в пятую как субдоминанта в тонику и тритоновая замена двойной доминанты в пятую, имеют право на существование, но дают разную окраску. Тритоновая замена добавляет «блюзовости» звучанию и воспринимается на слух как альтерированная (содержащая ноты не в диатонике) шестая ступень.