Термины:
Гармонизация — поддержка мелодии соответствующими аккордами.
Регармонизация — модификация исходной гармонической последовательности.
Основные техники регармонизации:
- Добавление надстроек
- Гармоническое расширение аккордовой сетки
- Усиление временных тоник (добавление гармонических оборотов из их тональностей)
- Тритоновая замена
- Уменьшенные септаккорды
- Надстройки-трезвучия
- Вводные аккорды
- Педальный пункт (органный пункт в русской литературе)
- Функциональные замены
- Изменение контекста мелодии
- Введение вспомогательных гармонических оборотов
1. Добавление надстроек
Надстройки в аккордовую структуру включаются исходя из того, к какой функциональной группе принадлежит аккорд: тоника, субдоминанта (предоминанта), доминанта. Основные источники для надстроек —
- диатоника тональности, в контексте которой существует аккорд;
- модальные замены этих аккордов и лады соответствующих замен;
- жанровые (например, малые септимы в тонических мажорных аккордах).
Характерные надстройки для функций:
Мажорная категория: тоника и субдоминанта
Минорная категория: тоника и субдоминанта
Доминантовые аккорды
Проходящие аккорды
Диатоника в качестве источника дает следующие основные надстройки:
Источник — натуральный мажор
Источник — натуральный минор
Источник — гармонический минор
Источник — мелодический минор
2. Гармоническое расширение аккордовой сетки
При медленном гармоническом ритме, исходную гармоническую последовательность можно расширить: добавить к аккорду, выполняющему определенную функцию в тональности, другие аккорды той же функции.
3. Усиление временных тоник
Усиление временных тоник (добавление гармонических оборотов из их тональностей) — техника, подготавливающая появление последующего аккорда при помощи гармонического оборота к нему: доминантовый септаккорд, оборот ii7–V7, тритоновая замена доминанты.
4. Тритоновая замена
Введение в гармонию тритоновых замен.
5. Уменьшенные септаккорды
Уменьшенные септаккорды делятся на два типа: проходящие и вводные. На рисунке представлена реализация в виде блок-аккордов: акцентированный (на него приходится метрический акцент) проходящий аккорд (а), цепочка из проходящих аккордов (b), вводный диатонический аккорд (с), вводный хроматический аккорд (d).
6. Надстройки-трезвучия (upper-structure triads)
Надстройки-трезвучия — это трезвучия, появляющиеся в составе аккорда сверху (над примарным тоном, ведущими тонами, основным трезвучием либо интервальной структурой (характеризующей основной аккорд). Аккорды с такими трезвучиями являются полиаккордами и их удобно обозначать нотацией через “/”.
Ниже представлены пять надстроек-трезвучий, возникающих на тонах аккорда:
- Мажорные трезвучия на 2, b3, b5(#4), b6 и 6 тонах;
- Минорные трезвучия на b2, b3, #4, 5 и 6 тонах.
Эти надстройки употребляются для расширения доминантовых аккордов.
7. Вводные аккорды
Вводные аккорды можно разделить на вводимые сверху и снизу. Правила их введения основываются на правилах голосоведения (в т. ч. разрешения ступеней) и контрапунктов.
Наиболее эффективно введение таких аккордов, когда ноты басовой линии идут в противоположную сторону от нот мелодии. При этом мелодия идет поступенно.
8. Педальный пункт
Педальный пункт не удотребляется в последовательностях с сильным тяготением, например: ii7–V7—Imaj7 , ii7(5-)–V7—Imaj7 и Imaj7—vi7— ii7–V7. Исключением является доминантовый педальный пункт (он же органный пункт), который использует пятую ступень (что поддерживает напряжение, ведущее к разрешению).
В тактах с 17 по 23 задерживается доминантовый педальный пункт D, а в тактах с 21 по 23 — F. Оба пункта исходят из доминантовых аккордов прогрессии.
9. Функциональные замены
Функциональные замены — это изменение ожидаемого поведения аккордов. Обычно при этом меняется функциональное значение аккорда. При этом такие изменения делаются в соответствии с ходом мелодии.
10. Изменение контекста мелодии
Изменение контекста мелодии — это, фактически, гармонизация ее новыми аккордами.
11. Введение вспомогательных гармонических оборотов
Введение вспомогательных гармонических оборотов основано на техниках регармонизации: это введение тритоновых замен, усиление временных тоник, вводных аккордов и пр.