Распространенные гармонические последовательности

I-IV-V-I

Диатоническая последовательность, устоявшаяся в академической музыке и обогащенная надстройками T-S-D-T 

Возможные роли последовательности:

  • Каденция;
  • Закрепление тоники;
  • Изложение темы.

 II-V-I

Идиоматическая для джаза диатоническая последовательность II-V-I

Возможные роли последовательности:

  • Каденция (полная джазовая);
  • Вариация;
  • Модуляция;
  • Закрепление тоники;
  • Изложение темы.

Эта последовательность появилась из диатоники мажорного лада. Основная субдоминанта в ней заменяется аккордом из той же функциональной группы — аккордом второй ступени. 

Ниже приведены лады этих ступеней в до мажоре.

Из-за распространенности последовательности, это лады являются основными для импровизации (по популярности спорят разве что с пентатонными ладами мажора и минора).

IV-III-II-I

Диатоническая последовательность Cycle 2

Возможные роли последовательности:

  • Вариация;
  • Каденционный оборот предшествующей следующей части произведения.

I-VI-I

Диатоническая последовательность тоники и ее самой распространенной замены (шестая ступень, она же тоника параллельного минора)

Возможные роли последовательности:

  • Вариация;
  • Изложение темы.

IV-V-VI

Диатоническая последовательность с терцовой заменой тоники T-D-Tvi

Возможные роли последовательности:

  • Каденционный оборот, предшествующей следующей части произведения ;
  • Вариация;
  • Модуляция (если тоника VI ступени потом закрепляется);
  • Изложение темы.

bVI-bVII-I

Хроматическая последовательность в модальной заменой (доминанта с черного хода)

Возможные роли последовательности:

  • Каденция