Буквенные обозначения аккордов

Аккорд — это одновременное звучание трёх и более звуков. Буквенные обозначения звуков: C — до; D — ре; E — ми; F — фа; G — соль; A – ля; B – си.

В некоторых традиция принято звук «си» принято обозначать буквой H, а звук си бемоль, буквой B.

Буквенные обозначения аккордов:

  • заглавной латинской буквой обозначается примарный тон (основной) аккорда,
  • строчной латинской буквой обозначается качество основания (m — минорное основание, мажорное — отсутствие строчной буквы),
  • обозначения sus2 и sus4 означают замену терцового тона аккорда на большую секунду или чистую кварту от примарного тона соответственно.

Качество аккордов определяется по интервальному расстоянию между его нижними звуками в основном виде аккорда (при котором тоника совпадает с нижней нотой аккорда).

Виды оснований

Цифры в обозначении аккорда обозначают расстояние от примарного тона до звука аккорда: 5 — чистая квинта, 6 — большая секста, 7 — !малая! септима, 9 — нона (большая секунда плюс октава), 11 — ундецима (чистая кварта плюс октава), 13 — терцдецима (большая секста плюс октава).

Изменение расстояния от примарного тона до ноты обозначается знаками # (на полтона больше исходного) или b (на полтона меньше исходного) перед цифрой, либо маленькими «+» и «-» после цифр.

Расстояние от примарного тона

Большими знаками «+» и «» в некоторых традициях обозначают мажор и минор соответственно.

Варианты обозначений септаккордов

НОТЫНАЗВАНИЯОБОЗНАЧЕНИЯ
Малый мажорный
Малый минорный
Малый уменьшенный
Уменьшенный
Большой мажорный
Большой минорный
Большой увеличенный
Обозначения
sus2  Вместо терцового тона аккорды берется нота, отстоящая на большую секунду от примарного тона
sus4susВместо терцового тона берется кварта
5b5-Вместо квинтового тона берется нота, отстоящая на уменьшенную квинту от примарного тона
5#5+ augВместо квинтового тона берется нота, отстоящая на увеличенную квинту от примарного тона
6 Нота, отстоящая на большую сексту от примарного тона
7 Нота, отстоящая на малую септиму от примарного тона
7#7+Нота, отстоящая на большую септиму от примарного тона
9b9-Нота, отстоящая на малую нону от примарного тона
9 Нота, отстоящая на большую нону от примарного тона
9#9+Нота, отстоящая на увеличенную нону от примарного тона
11b11-Нота, отстоящая на уменьшенную ундециму от примарного тона
11 Нота, отстоящая на чистую ундециму от примарного тона
11#11+Нота, отстоящая на увеличенную ундециму от примарного тона
13b13-Нота, отстоящая на малую терцдециму от примарного тона
13 Нота, отстоящая на большую терцдециму от примарного тона
13#13+Нота, отстоящая на увеличенную терцдециму от примарного тона

Дополнительные обозначения:

  • Знак «/» означает что после него берется одноименная нота в басу (C/B — это до мажор с басом си).
  • Надпись add означает что к аккорду прибавляется нота, отстоящая на интервал от примарного тона, минуя промежуточные тона. Так без этого обозначения аккорд C9 подразумевает что в нем, помимо ноны, присутствует и септима. В аккорде Cadd9 септима отсутствует.
  • Надпись omit относится к тону, который исключен из аккорда.
  • Обозначение «5» при отсутствии других цифр и знаков альтерации означает квинтаккорд, аккорд состоящий только из примарных и квинтовых тонов либо только из квинты.