Ноты на нотном стане, интервалы

Обозначение нот на клавиатуре и гитаре

Ноты имеют слоговые (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и буквенные (с, d, e, f, g, a, b) названия.

Слоговые, являются первыми слогами в строчках первой строфы гимна св. Иоанну «Ut queant laxis»:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes.

Авторство такого обозначения приписывается монаху Гвидо д’Ареццо (XI век). Название же седьмой ноты «си» появилось XVII. Его предложил музыковед Джованни Баттиста Дони. Это — аббревиатура слов последней строки молитвы: «Sancte Iohannes«.

Ноты на клавишах, гитаре и нотном стане

Нотный стан

Нотным станом называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которой размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх

Часть нот размещается на линиях, а часть располагается между ними. Ноты первой октавы будут выглядеть так:

Есть также добавочные линии это короткие линии для одной ноты, помещаемые выше или ниже нотного стана:

Количество добавочных линий теоретически неограниченно, но обычно не бывает больше пяти как снизу, так и сверху.

Ключ, скрипичный и басовые ключи.

Ключом называется знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает ей название определенной ступени звукоряда.

Основных ключей два: скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ обозначает соль первой октавы и ставится на второй линии нотного стана:

Басовый ключ обозначает фа малой октавы и ставится на четвертой линии нотного стана:

От ключа отсчитываются все остальные ступени, располагаемые на линиях и в промежутках между ними

Здесь приведены не все, но они являются основными и наиболее часто используемые.

Тон и полутон

Полутон — это минимальное расстояние в темперированной музыке. Тон, соответственно, это расстояние между нотами равное двумя полутонам.
Если посмотреть на клавиатуру, там где между белыми клавишами находится черная, — расстояние между белыми составляет тон, в случае если черной клавиши нет -­- полтона.

На грифе гитары расстояние между соседними ладами равно полтона.

Лады на грифе шестиструнной гитары

Знаки альтерации

Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а согласно их появлению в тональностях. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:

Энгармонизм — когда один звук можно назвать по разному например: F# = Gb

Квинтовый круг тональностей – это графическая схема изображения тональностей, которые группируются исходя из количества общих нот.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней – их параллельные миноры.

N. B. Параллельный минор — лад натурального минора, имеющий тот же состав звуков, что и параллельный натуральный мажор. Тоника параллельного минора находится на малую терцию ниже параллельного мажора.

По квинтовому кругу можно определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей.

N.B. Для нахождения тоники следующей диезной тональности квинта берется вверх, для бемольных тональностей — вниз.

Интервалы

Интервалами называется расстояние между двумя нотами (звуками) по высоте.

NB! Чистыми бывают только прима, кварта, квинта, октава!