Модели периодов

Обычно в современной музыке встречаются восьмитактовые предложения

Модели предложения основаны на разрешении главной неустойчивой ступени в первую

Тоника “T”Субдоминантовая группа “S”(или пре-доминанта “Pd”)Доминанта “D”Тоника “T”
IIVVI
 IIVIIdim 
 VIVIIdim 

Визуально представить себе как ступени распределяются с точки зрения выполняемых ими функций можно представить в виде круга. Основные ступени выполняют функции: субдоминанты (или пре-доминанты) — IV, доминанты — V и тоники — I. Ниже приведены модели предложений: их гармонические вариации, местоположение в периоде, варианты структуры. Остальные ступени распределены по близости к ним (количеству общих звуков).

Модель периода задает гармонические рамки, контекст тональности. Обычно модель периода можно разделить на три части: 

  • идентификатор периода
  • гармоническое развитие
  • каденционная часть

Идентификатор периода — это короткая гармоническая прогрессия из 1-4 аккордов, который представляет собой начало периода и показывает тональность и лад периода. Идентификатор содержит самые запоминаемые мелодические и гармонические ходы.

Гармоническое развитие — обычно находится в середине периода и содержит диатонические/хроматические вариации или временные тоники в близких тональностях. Мелодическая линия подчиняется и подчеркивает гармонические изменения.

Каденционная часть. Полная или половинная (не доходящая до тоники). Каденционная часть, в зависимости от гармонического ритма, располагается в 8 или 7-8 тактах периода. 

Рис. 1. Модель типичного периода

Пунктирной линией обозначается начало каденционного оборота. Прямой скобкой отмечено место гармонического развития. Поперечной связывающей линией обозначены границы идентификатора периода и каденционной части.

Если одна из частей периода отсутствует, то такой период называется неполным.

Вариативность метрического расположения связки показана на рисунке ниже.

Традиционные способы гармонизации гаммы

В джазе есть несколько способов гармонизации гамма в сопрановом голосе. Для гармонизации нисходящего хода используется несколько вариантов.

Вариант 1 — диатоническая гармонизация. Тоника звучит на протяжении всего периода, прерываясь для создания гармонического контраста. Окончание периода на каноническую последовательность ii7–V7–Imaj7.

Вариант 2 — содержит движение примарных тонов по квинтам. Появляется расщепленное ядро  доминант на линии доминант (к III и VI  ступеням). Тоника в басу появляется только с середины периода. 

Вариант 3 — содержит временные тоники близких тональностей. 

Вариант 4 — начинается в параллельной тональности. Отклонение закрепляется каденционным оборотом II-V-I (тоника — параллельный минор).

Диатонические модели периода

Диатоническая модель, опирающаяся на связку , имеет две основные формы: 

  1. Гармонической прогрессии с последовательностью аккордов, которые обозначаются номерами ступеней.
  2. Полифонической структуры, где выписаны ведущие тона с сопутствующей гармонией.

Диатоническая модель первой формы

Диатоническая модель второй формы

Диатоническая модель 1

Первая модель — это базовый восьмитактовый период, использующий в качестве идентификатора последовательность I-II-V. 

Первая модель может быть: 

  • полной или неполной;
  • гармонически открытой (заканчивается доминантой), модулирующей, гармонически закрытой (заканчивается тоникой).

Обычно, открытые периоды заканчивают первую А формы ААВА или части В в форме АВАС. Модулирующая каденция, использующая II7-V7 (к временной тонике), используется для подготовки новой тональности части В. Гармонически закрытая, соответственно, используется в конце мелодического построения. 

Примеры первой модели периода

Диатоническая модель 2

Основной характеристикой второй диатонической модели является связка II-V идентификатора без тоники. 

Две формы второй диатонической модели периода

Примеры второй диатонической модели периода

Диатоническая модель 3

Подобно модели 2 её идентификатор не содержит тоники. При этом в ней усиливается функция субдоминанты.

Две формы диатонической модели 3

Примеры диатонической модели 3

Несмотря на разнообразие, все идентификаторы этой модели укладываются в логику прихода из субдоминанты IV ступени в тонику.

Диатоническая модель 4

Идентификатор похож на модель 1, однако полнее: он содержит связку I–VI–II–V. 

Формы диатонической модели 4

Одна из черт этой модели — “гибкость” и вариативность идентификатора.

Примеры диатонической модели 4

Диатоническая модель 5

Эта модель отличается долгим разрешением субдоминанты в тонику. Из-за того, что модель начинается с медианты шестой ступени, идентификатор часто на слух воспринимается как предложение в параллельной тональности. Это наиболее вариативная из диатонических моделей. 

Две формы диатонической модели 5

Примеры диатонической модели 5

Хроматические модели периодов

Для хроматических моделей характерна более сложная гармоническая структура в сравнении в диаторичнскими. Идентификатор сильнее удален от тоники, для прихода в неё часто используются гармонические обороты к временной тонике. 

Хроматическая модель 6

Идентификатор модели содержит гармонические обороты из тональности второй ступени.

Две формы хроматической модели 6

Примеры хроматической модели 6

Характерный для модели мелодический паттерн -#.

Хроматическая модель 7

Идентификатор седьмой модели содержит гармонический оборот в тональности субдоминанты. В продолжении этой гармонической прогрессии часто идет  I–VI–IV–II, подчеркивающая тонику. Также для модели характерно продолжение гармонической последовательности в виде линии доминантовых аккордов: III7–VI7–II7–V7.

Характерный для модели мелодический паттерн .

Две формы хроматической модели 7

Примеры хроматической модели 7

Хроматическая модель 8

 В этой модели идентификатор содержит движение от I к IV ступени. Такое движение характерно для блюза и в этой связи аккорды часто имеют форму доминантовых септаккордов. 

Характерный для модели мелодический паттерн .

Две формы хроматической модели 8

Примеры хроматической модели 8

Хроматическая модель 9

Идентификатор периода содержит пониженную субдоминанту. 

Характерный паттерн -b. Отличительная четра — пониженная шестая ступень (bVI) и ее характерной разрешение в первую.

Две формы хроматической модели 9

Примеры хроматической модели 9

Хроматическая модель 10

Как и 9 хроматическая модель, она основана на введении пониженной второй ступени в лад.  Она интересна тем, что обходится без полного разрешения bII. 

Характерный паттерн -b. Интересно то, что несмотря на отсутствие полного разрешения, модель однозначно обозначает тональность. 

Две формы хроматической модели 10

Примеры хроматической модели 10

Хроматическая модель 11

Эта модель содержит нисходящий цикл 2  и гармонические обороты в тональностях bVII и bVI.

Характерный паттерн .

Две формы хроматической модели 11

Примеры хроматической модели 11

Хроматическая модель 12

Для нее характерен идентификатор с #IV в гармонии. Часто в вариативной части встречается нисходящий оборот . Период обычно заканчивается доминантой.

Характерный паттерн .

Две формы хроматической модели 12

Примеры хроматической модели 12

Гармония модели 12 очень удобна для регармонизации. Так, фразовый идентификатор может быть тритоновой заменой для диатонической модели 2, если мелодическая линия позволяет. 

Хроматическая модель 13

Эта модель содержит секвенцию из доминантовых аккордов. Характерный мелодический паттерн.

Модель неполная, то есть заканчивается не тоникой, а открытым III7.

Две формы хроматической модели 13

Примеры хроматической модели 13