Модальные замены — это замены аккордов, которые в качестве источника используют одноименный лад (лады с той же тоникой, но другим составом звуков).
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/11/модзам-1024x268.png)
Важно:
- Тоника не альтерируется, так как при альтерации тоники меняется тональность произведения.
- Доминанта пятой ступени не альтерируется, так как при этом теряет доминантную окраску.
- Любой из субдоминантовых минорных аккордов даёт более тёмный окрас.
Vm7 — это более темный вариант V7
Минорная Субдоминанта
Шестая пониженная ступень (которая возникает в одноименном миноре) является одной из самых частых красок, которые употребляются в модальных заменах.
- Эта ступень дает краску субдоминанты минорной тональности.
- У нее более темное звучание.
- Диссонанс с тоникой и тяготение к пятой ступени усиливается, поэтому она уже не может быть заменой тоники.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/11/image-10-1024x477.png)
Минорная субдоминанта хорошо дополняет последующую натуральную доминанту.
Субдоминантовые возможности IV7 и IIbmaj
При использовании этих замен усиливается диссонанс и стремление к тонике по сравнению с диатоническими. У них появляется блюзовое звучание.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/11/image-11-1024x232.png)
Вторая пониженная имеет наиболее темное звучание из всех модальных замен. Помимо характерной для минора шестой пониженной, в нем еще усиливается тяготение вводной второй ступени в тонику. Этот аккорд приобретает доминантовое звучание:
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/11/image-12-1024x343.png)
Доминанта с черного хода (backdoor dominant)
Седьмая пониженная ступень VIIb7 в мажоре теряет часть напряженности, характерной для доминанты, так как основное тяготение между седьмой ступенью мажора и первой ослабляется из-за увеличения расстояния до тоники.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/11/image-13-1024x369.png)
VIIb7 лег в основу гармонического хода, который получил название доминанта с черного хода (backdoor dominant). Название подразумевает противовес джазовой каденции II-V-I — это frontdoor. Аккорд седьмой пониженной ступени часто в качестве надстройки содержит повышенную ундециму, так как она «гладко» разрешается в терцовый тон тоники.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/12/image-1-1024x245.png)
Backdoor употребляется не только при разрешении в тонику тональности, в качестве вторичной доминанты с соответствующими связными вторыми (расщепленное ядро доминанты).
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/12/image-1024x271.png)
Итог
Распространенные модальные замены субдоминант — IV7 и IIbMaj7. При этом субдоминантовая функция IIbMaj7 меняется и приобретает доминантовый окрас (поэтому она часто берётся перед первой ступенью вместо доминанты).
Замена шестой ступени меняет ее функцию: VI ступень параллельного эолийского лада (bVI) имеет более темную окраску, чем VI. Она более нестабильна, так как имеет более сильную тенденцию к разрешению в V (расстояние в пол тона). Поэтому она используется как субдоминанта и перестает быть заменой тоники.
Аккордово-ладовая теория для модальных замен
Когда гармонические последовательности “заимствуют” отдельные аккорды из другой модальности, то соответствующий таким аккордам лад формируется с опорой на диатонику тональности из которой взят аккорд.
В примере ниже недиатонический F7 (bIImaj7) появляется из тональности D# мажор, соответственно в его ладу есть две проходящих ноты — #g, #d.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/12/image-3-1024x120.png)
В соответствии с этой логикой можно построить лады для модальных замен в до мажоре
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/12/image-4-911x1024.png)
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/12/image-5-1024x860.png)