Модальные замены — это замены аккордов, которые в качестве источника используют одноименный лад (лады с той же тоникой, но другим составом звуков).

Общие моменты:
- Тоника не альтерируется, так как при альтерировании тоники меняется тональность песни.
- Альтерируя аккорд V7, мы теряем доминантную окраску.
- Любой из субдоминантных минорных аккордов даёт тёмный окрас, если он идёт перед V7.
Распространенные модальные замены субдоминант — IV7 и bIIMaj7. При этом субдоминантовая функция bIIMaj7 меняется и приобретает доминантовый окрас ( часто берётся перед первой ступенью ).
Замена шестой ступени меняет ее функцию: VI ступень параллельного эолийского лада (bVI) имеет более темную окраску, чем VI. Она более нестабильна, так как имеет более сильную тенденцию к разрешению в V (расстояние в пол тона).
V-7 — это более темный вариант V7
Минорная Субдоминанта (SDM)
Шестая пониженная ступень (которая возникает в одноименном миноре) является одной из самых частых красок, которые употребляются в модальных заменах.
- Эта ступень показывает краску субдоминанты минорно тональности.
- Эта краска затемняет звук аккорда.
- Такое понижение усиливает тяготение к пятой ступени тонического трезвучия.



Минорная субдоминанта хорошо дополняет последующую натуральную доминанту.
Субдоминантовые возможности IV7 и IIbmaj
Оба этих аккорда приобретают больший диссонанс и большее стремление к тонике по сравнению с диатоническими. У них появляется блюзовое звучание.

При этом у аккорда на второй пониженной ступени звучание самое темное из всех замен. Помимо характерной для минора шестой пониженной, в нем еще усиливается тяготение вводной второй ступени в тонику. Этот аккорд приобретает доминантовое звучание:

Доминанта с черного хода (backdoor dominant)
Седьмая пониженная ступень bVII7 в мажоре теряет часть напряженности, характерной для доминанты, так как основное тяготение между седьмой ступенью мажора и первой ослабляется из-за увеличения расстояния. Однако вносит новую краску: его можно использовать, например, в паре с другими модальными заменами

bVII7 лег в основу гармонического хода, который получил название доминанта с черного хода (backdoor dominant). Название подразумевает противовес джазовой каденции II-V-I — это frontdoor. Аккорд седьмой пониженной ступени часто в качестве надстройки содержит повышенную ундециму, так как она «гладко» разрешается в терцовый тон тоники.

Backdoor употребляется не только при разрешении в тонику тональности, но и как вторичную доминанту с соответствующими related II.

Аккордово-ладовая теория для модальных замен
Иногда гармонические последовательности “заимствуют” отдельные аккорды из другой тональности или модальности. ДЛя того чтобы подобрать соответствующий таким аккордам лад, нужно ориентироваться на тональность в текущий момент времени. Лад модальной замены соответствует тональности из которой взят аккорд.
В примере ниже недиатонический F7 (bIImaj7) появляется из тональности T мажор, соответственно в его ладу есть две проходящих ноты — #g, #d из диатоники ми мажора.
Соответственно для модальных аккордов характерны лады, заимствованы из тональности-замены.
