Модальные замены (Modal Interchange)

Модальные замены — это замены аккордов, которые в качестве источника используют одноименный лад (лады с той же тоникой, но другим составом звуков).

Общие моменты:

  • Тоника не альтерируется, так как при альтерировании тоники меняется тональность песни.
  • Альтерируя аккорд V7, мы теряем доминантную окраску.
  • Любой из субдоминантных минорных аккордов даёт тёмный окрас, если он идёт перед V7.

Распространенные модальные замены субдоминант — IV7 и bIIMaj7. При этом субдоминантовая функция bIIMaj7 меняется и приобретает доминантовый окрас ( часто берётся перед первой ступенью ).

Замена шестой ступени меняет ее функцию: VI ступень параллельного эолийского лада (bVI) имеет более темную окраску, чем VI. Она более нестабильна, так как имеет более сильную тенденцию к разрешению в V (расстояние в пол тона).

V-7 — это более темный вариант V7

Доминанта с черного хода (backdoor dominant)

Седьмая пониженная ступень bVII7 в мажоре теряет часть напряженности, характерной для доминанты, так как основное тяготение между седьмой ступенью мажора и первой ослабляется из-за увеличения расстояния. Однако вносит новую краску: его можно использовать, например, в паре с другими модальными заменами

bVII7 лег в основу гармонического хода, который получил название доминанта с черного хода (backdoor dominant). Название подразумевает противовес джазовой каденции II-V-I — это frontdoor. Аккорд седьмой пониженной ступени часто в качестве надстройки содержит повышенную ундециму, так как она «гладко» разрешается в терцовый тон тоники.

Backdoor употребляется не только при разрешении в тонику тональности, но и как вторичную доминанту с соответствующими related II.

Стандарт Чарли Паркера «Blues for Alice»