Это аккорд состоящий из нот, находящихся на расстоянии малой терции друг от друга.
Используется как:
1) Вторичная доминанта
2) Проходящий аккорд (для создания хроматического голосоведения)
3) Вводный аккорд отстоящий на полтона вверх от целевого аккорда
4) Для подчеркивания надстроек в гармонических ходах, ведущих к IMaj7 и V7
Уменьшенный аккорд как вторичная (побочная) доминанта
Уменьшенные аккорды в роли вторичных доминант ставятся к ступеням II, III и VI, для этого dim строится на полтона ниже основания целевого аккорда.
V7/II = #I°7

V7/III = #II°7

V7/VI = #V°7

В последовательности #IV°7-V7, уменьшенный аккорд не дает краску вторичной доминанты. Для него более типично разрешаться во второе обращение тоники (Imaj/5).

Проходящий уменьшенный аккорд
В качестве проходящего уменьшенный аккорд используют как блок-аккорды и для связывания аккордов, основания которых находятся на расстоянии тона друг от друга.
Блок-аккорды
Блок-аккорды — прием моноритмической аккордовой дублировки темы. Имеет ансамблево-оркестровую природу.
Техника выполнения:
- Количество голосов: мелодия + 4 голоса снизу (5-ый голос — октава к мелодии)
- Нужно определить, какие звуки мелодии являются аккордовыми (входят в аккорд, на который звучит мелодия). К аккордовым звукам снизу в тесном расположении достраиваются остальные звуки аккорда, если нет — к нему снизу достраиваются звуки уменьшенного аккорда так, чтобы звук мелодии был в верхнем голосе.
Ритм аккордов и мелодии совпадают

Связь соседних аккордов
Этот прием используется, когда основания соседних аккордов отстоят друг от друга на расстояние одного тона. Тогда между ними можно вставить уменьшенный аккорд, основание которого будет удалено на полтона от соседей.

Вводный аккорд отстоящий на полтона вверх от целевого аккорда
Чаще всего, в качестве вводного такой аккорд используется в рамках нисходящих хроматических ходов. Их примеры можно услышать в «Corcovado» и «Wave» Антонио Карлоса Жобима.

В качестве вводного аккорда в судбоминанте IV ступени используют малый уменьшенный аккорд на #IV. Если он возникает на метрический акцент, то с него может начинаться модуляция.

Для подчеркивания надстроек в тоническом аккорде
Уменьшенный аккорд на басу I и V ступеней используются для создания плавного голосоведения к тонике с красками I6 или Imaj7.
