Лады аккордов (scale). Лады в гармонии натурального мажора

Зная структуру строения аккорда и представляя его место в гармонии произведения, можно понять, каким ладом его обыгравыть.

Лад аккорда (scale, скейл) — горизонтальное представление структуры сложного аккорда, включающее в себя надстройки и неаккордовые звуки, собранные в одной октаве.

Скейлы делятся на два типа:

  1. Диатонические — результаты мелодических и гармонических преобразований в пределах тональности.
  2. Хроматические альтерации и вариации в пределах тональности.

Лады в гармонии натурального мажора

Если от каждой ступени натурального мажора сыграть гамму, то получится новый лад. Каждый из таких ладов имеет греческое название. Ниже приведены примеры ладом в до мажоре, но соответствие ладов ступени верно для любого натурального мажора. Так первой ступени соответствует ионийский лад (натурального мажора).

На II ступени натурального мажора находится дорийский лад, на III — фригийский, на IV лидийский, на V — миксолидийский, на VI — эолийский (лад натурального параллельного минора), на VII — локрийский.

Дорийский лад II-7

Фригийский III-7

Лидийский IV maj7

Миксолидийский V7

Эолийский VI-7

Локрийский VII-7b5

От примы каждого получившегося лада можно построить септаккорд, который этим ладом обыгрывается. Для этого ноты берутся через одну.

Аккорды, образуемые на I, II и V ступенях являются самыми популярными в джазе и современной эстрадной музыке. При этом на I образуется большой мажорный аккорд, на II — минорный септаккорд, а на V — мажорный септаккорд.

Потренироваться играть лады, соответствующие аккордам, можно на джазовой теме «Just Friends».