Модальная система — это система организации ладов. Например, натуральные лады, возникающие в натуральном мажоре от разных его ступеней.
В модальной системе звуки не тяготеют к основному тону. При определённых условиях каждый тон лада может стать основным.
Лады в гармонии натурального мажора
Рассмотрим модальную систему мажора. Если от каждой ступени натурального мажора сыграть гамму, то получится новый лад. Каждый из таких ладов имеет греческое название.
Ниже приведены примеры ладов в до мажоре. Соответствие ладов ступени верно для любого натурального мажора.
Первой ступени соответствует ионийский лад (натурального мажора).

На II ступени натурального мажора находится дорийский лад, на III — фригийский, на IV лидийский, на V — миксолидийский, на VI — эолийский (лад натурального параллельного минора), на VII — локрийский.
Дорийский лад II-7

Фригийский III-7

Лидийский IV maj7

Миксолидийский V7

Эолийский VI-7

Локрийский VII-7b5


Каждому ладу соответствует свой септаккорд, который можно построить от примы лада, взяв ступени через одну.
Аккорды, образуемые на I, II и V ступенях вместе составляют основную для джаза и распространенную в современной музыке прогрессию II-V-I.
При этом на I образуется большой мажорный аккорд (который называется джазовой тоникой), на II — малый минорный септаккорд, а на V — малый мажорный септаккорд (который называется доминантовым).
Диатонические функции и лады в миноре
Источником гармонии в миноре служат минорные лады: натуральный, гармонический, мелодический, дорийский и фригийский.
В джазе чаще применяется мелодический вид минора.
Рассмотрим гаммы мелодического минора. Как и мажорная гамма, мелодический минор имеет внутри себя семь различных ладов. От одноименного мажора гамму мелодического минора отличает только один звук, находящийся на третьей ступени и отстоящий от тоники на малую терцию.
Рассмотрим модальную системы мелодического минора на примере до минора.
Такое минимальное отличие звукоряда мелодического минора и одноименного мажора делают легко применимыми ранее наработанные в мажоре практические приемы. Так, например, при игре секвенций диатоническими квартами, в ряду фраз меняется только две. Диатоническая кварта — интервал, который образуется между каждой четвёртой нотой тональности.
Например, в тональности С-dur, — это интервал между C и F, D и G, E и A,
F и B, G и C, A и D, B и E.
Стоит обратить внимание, что для мажорной гаммы характерны два вида диатонических кварт: чистая и увеличенная (тритон). Так ноты F и B, образующие тритон, внутри тональности находятся на расстоянии кварты.
Минорно-мажорный лад

IIsus2

Лидийский увеличенный IIIb5+

Лидийский доминантовый лад IV7

Im7+/V

Полууменьшенный или локрийский лад со второй повышенной ступенью VIm7(5-)

Альтерированный лад VII7

Альтерированный лад мелодического минора является источником надстроек для доминант в других ладах.
Натуральный и гармонический миноры также порождают семейство ладов, которые часто используются в музыке.



Из всех минорных ладов можно составить совмещенный лад минора.

Другим практическим выводом при использовании разных видов минора являются изменения в надстройках аккордов, входящих в распространенные гармонические обороты.
На второй ступени диатонический аккорд II ступени (IIm75-) часто заменыется на аккорд второй ступени с увеличенной септимой (IIm7+). Исключение составляют случаи, когда аккорд II ступени является частью прогрессии II V.
Другое изменение происходит с аккордом первой ступени. В нем появляется увеличенная септима. В до миноре это аккорд Cm7+. Такой аккорд носит разговорное название «минорно-мажорный» из-за того, что в его составе два трезвучия: о примарного тона вверх выстраивается минор, от терцового вверх — мажор.

В миноре прогрессия II V I претерпевает изменения. В отличие от мажорной (Dm7, G7, Cmaj в до мажоре), она обычно состоит из малого уменьшенного, альтерированной доминанты, и большого минорного аккордов (Dm7(-5), G7alt, Cm7+).
Аккордово-ладовая теория
Аккордо-ладовая (chord scale) теория — это соотнесение набора подходящих надстроек с аккордовым символом, сопоставление возможного набора нот со звучанием аккорда и его ладовой функциональность.
Лады аккордов в ней нужны для:
создания плавного голосоведения в партиях в соответствии с гармоническим контекстом;
написании мелодических линий;
импровизации.
Аккордо-ладовое представление состоит из тонов входящих в основание аккорда (1-3-5 для трезвучий, 1-3-5-6 для секстаккордов, 1-3-5-7 для септаккордов) и проходящих звуков (обычно диатонических), которые появляются между ними.
Аккордовые звуки определяют качество аккорда. Проходящие тона — уточняют тональный и модальный контекст.
В примере аккордовые тона (1-b3-5-b7) обозначают малый минорный септаккорд (Dm7). Проходящие тона e-g-b появились из до мажора, в котором аккорд является второй ступенью.
В соответствии аккорду может быть как гептатонический лад (7 нот):
Так и октатонический (8 нот), хексатонический (6 нот), пентатонический (5 нот):
Формирование таких ладов вытекает из тонального и модального контекста.
Для получения лада аккорда Cm, сначала определим аккордовые свузи — это до, ми бемоль, соль и до (1-b3-5-1).
После этого рассмотрим тональный/модальный контекст и определим проходящие звуки. В тональности Bb, где этот аккорд является второй ступенью., проходящие звуки будут d, f, a, bb).
В тональности же Eb, где этот аккорд стоит на шестой ступени, проходящими будут d, f, ba, bb.
Помимо тональности, проходящие звуки определяются символьным обозначением аккорда. Например у аккорды Bbm7(9/11) будет следующих лад:
Для того чтобы добавить в лад недостающую проходящую ноту, нужен контекст. Так в Ab мажоре этот аккорд является второй ступенью. Соответственно проходящей будет нота g.
А в Db мажоре, где он является шестой ступенью, нота bg.
Также при аранжировке учитывается контекст мелодии.