Звукоряд, из которого построено музыкальное произведение (или фрагмент музыкального произведения), написанного в одной тональности, не обязательно ограничивается семью нотами. Далее мы рассмотрим способы расширения этого звукоряда при использовании хроматизмов в доминантах.
NB Хроматизмы в музыке — ноты, выходящие за пределы лада (в данном случае — диатоники мажора). Хроматизмы усиливают тягу к разрешению так как сильнее диссонируют с устойчивыми ступенями.
ВТОРИЧНАЯ (ПОБОЧНАЯ) ДОМИНАНТА
Вторичная доминанта — это аккорд, создающий ожидание разрешения в последующий аккорд (НЕ I ступени), примарный тон (в англоязычной литературе — root) которого находится на квинту ниже примарного вторичной доминанты. Другими словами, вторичная доминанта относится к следующему аккорду как доминанта к тонике.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/втор-дом1-1024x279.png)
По форме это — доминантовый аккорд, т.е. мажорный аккорд с надстройкой в малую септиму (также можно встречать альтерированные формы аккордов, характерные для доминанты: sus4, #5 и т.д.).
NB Аккорд, в который разрешается вторичная доминанта — целевой аккорд.
Обозначается как V7/ступень, на которой строится целевой аккорд
V7/II = VI7 вместо VIm7
V7/III = VII7 вместо VIIm7b5
V7/IV = I7 вместо IMaj7
V7/V = II7 вместо IIm7
V7/VI = III7 вместо IIm-7
В натуральном мажоре вторичную доминанту можно построить к любой ступени кроме седьмой. Седьмая является исключением по двум причинам:
- диатонический аккорд на этой ступени является уменьшенным и, соответственно, в него нельзя разрешиться «как в тонику»;
- для того чтобы построить вторичную доминанту к нему нужно альтерировать примарный тон новой доминанты (четвертую ступень исходной тональности), при этом все три ноты основания нового аккорда будут выходить за пределы диатоники.
Поскольку при использовании вторичных доминант в ладу появляются альтерации, то мелодическая линия или соло партия также видоизменяются. Их проще строить, опираясь на лады, которые строятся от примарного тона обыгрываемого аккорда. Источником таких ладов является тональность, в которой вторичные доминанты используются. Ступени, которые являются аккордовыми звуками (III, V, VII), в случае несовпадения в нотами лада-источника, альтерируются.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/источник-ладов-1024x335.png)
ОБМАНЧИВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ДОМИНАНТЫ
Обманчивым разрешением называется такое разрешение аккорда, при котором он приходит не в ожидаемый аккорд, а в его замену. Простой пример такого разрешения — V7 в VI- вместо Imaj. В случае вторичных доминант этот ход также возможен, если целевой аккорд находится в том месте, где метрически ожидалось разрешение.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/обманчивое-1024x119.jpg)
РАСЩЕПЛЕННОЕ ЯДРО ДОМИНАНТЫ (СВЯЗАННЫЕ ВТОРЫЕ Related II)
Связанные вторые или расщепленное ядро доминанты — это когда вторичной доминанте предшествует аккорд, являющийся второй ступенью тональности, в которой целевой аккорд является тоникой.
NB В одноименных натуральных мажоре и миноре функцию доминанты выполняет один и тот же мажорный септаккорд. В случае натурального минора, он выходит за пределы диатоники. Но создает большее напряжение и употребляется в таком качестве исторически.
Поскольку один и тот же аккорд может являться доминантой и в мажорной тональности, и в одноименной минорной, — у нас есть выбор, какую вторую использовать.
Выбор, какой связный аккорд брать, зависит от качества целевого аккорд, в который разрешается побочная доминанта. Если целевой аккорд минорный, то логичнее звучит минорный источник, если мажорный, — то мажорный источник. Но это правило можно нарушать для усиления неожиданности звучания используемой связанной второй.
Связанные вторые в натуральном мажоре:
K V7/II: III-7
K V7/III: #IV—7b5
К V7/IV: V-7
K V7/V: VI-7
K V7/VI: VII-7b5
Например:
В гармонической последовательности в до мажоре аккорду Fmaj предшествовал аккорд Cmaj Его для усиления движения заменили вторичной доминантой C7. Аккорд C7 — это доминанта в тональностях фа мажор и фа минор. Мы можем перед ним поставить связанный второй аккорд, — Gm7.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/cdzpyst-1024x128.png)
РАСШИРЕННАЯ ЛИНИЯ ДОМИНАНТ ( Extended Dominant )
Создаёт долгое ожидание разрешения.
Последовательность из 3 и более доминант, начинающаяся на сильное гармоническое время (s). Руты аккордов находятся в последовательности на расстоянии чистой квинты (движение вниз).
F#7-B7-E7-A7-D7-G7-CMaj7
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/расширенная-1024x111.png)
ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА ДОМИНАНТЫ ( Substitute Dominant)
Тритоновая замена — это когда доминантовый аккорд заменяется другим доминантовым аккордом, рут (примарный тон) которого располагается на тритон выше.
Любой доминантовый аккорд (пятой ступени, вторичный или расширенный) могут быть заменены на тритоновую доминанту.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/тритоновая-замена-1024x566.png)
Тритоновая замена:
- обогащает мелодическую линию
- создаёт хроматическую линию баса
Тритоновые замены в натуральном мажоре:
SubV/II = III-7
SubV/III = IV7
SubV/IV = V-7
SubV/V = VI-7
SubV/VI = VII-7b5
Расщепление ядра доминанты также применимо и к тритоновым заменам доминант.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2021/10/image-23.png)
В случае тритоновой замены, связанная вторая берется в диатоники замены.
Лады тритоновой замены, являющиеся источником для мелодических линий и линий соло, формируются по той же логике, что и лады вторичных доминант. Однако поскольку тритоновые замены уходят еще дальше от лада тональности, в них появляются дополнительные ноты (в ладах тритоновой замены четвертой и пятой ступеней) в тех местах, где диссонанс с аккордовыми звуками замены был бы слишком сильным.
![](https://pjazz.ru/wp-content/uploads/2023/10/nhbnkfl-1024x304.png)