Хроматизмы в доминантах

Хроматизмы — в музыке в тональности добавленные ноты, выходящие за пределы диатоники. Хроматизмы усиливают тягу к разрешению.

ВТОРИЧНАЯ (ПОБОЧНАЯ) ДОМИНАНТА

Аккорд, создающий ожидание разрешения в последующий аккорд (НЕ I ступени), рут (примарный тон) которого находится на квинту ниже рута вторичной доминанты. Другими словами вторичная доминанта относится к следующему аккорду как доминанта к тонике.

Диатоническая последовательность
Последовательность со вторичными доминантами вместо диатонических ступеней

По форме это — доминантовый аккорд, т.е. мажорный аккорд с надстройкой в малую септиму (также можно встречать альтерированные формы аккордов, характерные для доминанты: sus4, #5 и т.д.).

Обозначается как V7/целевой аккорд

V7/II = VI7 вместо VIm7

V7/III = VII7 вместо VIIm7b5

V7/IV = I7 вместо IMaj7

V7/V = II7 вместо IIm7

V7/VI = III7 вместо IIm-7

В натуральном мажоре вторичную доминанту можно построить к любой ступени кроме седьмой. Седьмая является исключением по двум причинам:

  • диатонический аккорд на этой ступени является уменьшенным и, соответственно, в него нельзя разрешиться «как в тонику»;
  • для того чтобы построить вторичную доминанту к нему нужно альтерировать примарный тон новой доминанты (четвертую ступень исходной тональности), при этом все три ноты основания нового аккорда будут выходить за пределы диатоники.

Лады вторичной доминанты:

ОБМАНЧИВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ДОМИНАНТЫ

Обманчивым разрешением называется такое разрешение аккорда, при котором он приходит не в ожидаемый аккорд, а в его замену. Простой пример такого разрешения — V7 в VI- вместо Imaj. В случае вторичных доминант этот ход также возможен, если целевой аккорд находится в том месте, где метрически ожидалось разрешение.

РАСЩЕПЛЕННОЕ ЯДРО ДОМИНАНТЫ (СВЯЗАННЫЕ ВТОРЫЕ Related II)

Связанные вторые или расщепленное ядро доминанты — это когда вторичной доминанте предшествует его субдоминанта.

Качество связанной второй зависит от того, в мажорный или минорный аккорд разрешается вторичная доминанта. В случае мажорного разрешения вторая — малый минорный аккорд, в случае минорного разрешения — малый уменьшенный. Это правило можно нарушить, для того чтобы сделать гармонический оборот еще более неожиданным.

Связанные вторые в натуральном мажоре:

K V7/II: III-7 

K V7/III: #IV—7b5

К V7/IV: V-7

K V7/V: VI-7

K V7/VI: VII-7b5

РАСШИРЕННАЯ ЛИНИЯ ДОМИНАНТ ( Extended Dominant )

Создаёт долгое ожидание разрешения.

Последовательность из 3 и более доминант, начинающаяся на сильное гармоническое время (s). Руты аккордов находятся в последовательности на расстоянии чистой квинты (движение вниз).

F#7-B7-E7-A7-D7-G7-CMaj7

ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА ДОМИНАНТЫ ( Substitute Dominant)

Тритоновая замена — это когда доминантовый аккорд заменяется другим доминантовым аккордом, рут (примарный тон) которого располагается на тритон выше.

Любой доминантовый аккорд (пятой ступени, вторичный или расширенный) могут быть заменены на тритоновую доминанту.

Тритоновая замена:

  • обогащает мелодическую линию
  • создаёт хроматическую линию баса

Тритоновые замены в натуральном мажоре:

SubV/II = III-7

SubV/III = IV7

SubV/IV = V-7

SubV/V = VI-7

SubV/VI = VII-7b5

Расщепление ядра доминанты также применимо и к тритоновым заменам доминант.

В случае тритоновой замены, связанная вторая берется в диатоники замены.

Лады тритоновой замены: