Voicing (изложение аккордов) — расположение аккордовых звуков по вертикали (их порядок). Название аккордового звука определяется интервальным расстоянием от основного (примарного) тона до него в основном виде аккорда и обозначаются цифрами:
- примарный тон — цифра 1;
- терцовый — 3;
- квинтовый —5;
- септовый —7 и т.д.
NB 1. Основной вид аккорда терцового строения — такой, при котором в басу расположен основной тон, а остальные тона отстоят от соседних на терцию.
NB 2. Root tone — основной тон аккорда, нижний при расположении голосов по терциям.
Расположение голосов
Расположение голосов определяется расстоянием между звуками в нем. Оно бывает:
- тесное — расстояние между верхними голосами не больше кварты
- широкое — расстояние между верхними голосами не меньше квинты
- смешанное
Изложение ведущих тонов (guide tone voicing)
Способ широкого изложения голосов в котором в верхних голосах остаются примарный и терцовый тона. Для плавности голосоведения в гармонических последовательностях голоса берутся в одном из обращений (обращение — смена расположения звуков путем переноса одного из них через октаву).
Аккорды в тесном расположении
Обратим внимание что под обращением аккордов здесь имеется в виду обращение в верхних голосах (не затрагивает нижние).
В пятиголосных аккордах возможна удержание трезвучий: такое сочетание обращений аккордов при котором трезвучие, образованное с использованием надстроек, в первом аккорде переходит в следующий аккорд без изменения структуры.
Изложение аккордов 9-7-3-5
Аналогично с тем, как мы можем получить септаккорды в диатонике, мы можем построить нонаккорды.
В диатонике натурального мажора с ноной звучат крайне диссонирующе звучат аккорды двух ступеней: третьей и седьмой. Если такая резкая краска не нужна, лучше не брать в низ нону.
В основном виде играть аккорды состоящие из пяти нот неудобно. К тому же их звучание становится «грязным». Простой способ изложения нонаккордов — это изложение путем перемещения примарного тона в бас, и спуска верхних двух голосов на октаву вниз.
Rootless voicing
Еще один способ изложения — изложение аккордов без примарного тона. Чаще всего он используется когда основные тона играет бас-гитара или контрабас. В широком варианте ведущие тона переходят в нижние голоса. Верхние и нижние голоса могут браться в обращении.
Пример плавного голосоведения в тесном расположении голосов без примарного тона в негативной гармонии.
Эволюция
Ниже представлена последовательность шагов для получения изложения без примарного тона с удвоением одного из голосов. Эту последовательность можно рассматривать как своего рода эволюцию вариантов изложения аккордов.
В аккордах с большим количеством надстроек (например, C13) используется неполное изложение голосов. Т.е. одна или несколько нот из основного аккорда удаляются. Чаще всего исчезает квинтовый тон, но также возможно изъятие ведущих тонов (септового и даже терцового). В случае удаления ведущих тонов нужно следить, чтобы качество аккорда читалось в гармонической последовательности.