Voicing (изложение аккордов)

Voicing (изложение аккордов) — расположение аккордовых звуков по вертикали (их порядок). Название аккордового звука определяется интервальным расстоянием от основного (примарного) тона до него в основном виде аккорда и обозначаются цифрами:

  • примарный тон — цифра 1;
  • терцовый — 3;
  • квинтовый —5;
  • септовый —7 и т.д.

NB 1. Основной вид аккорда терцового строения — такой, при котором в басу расположен основной тон, а остальные тона отстоят от соседних на терцию.

NB 2. Root tone — основной тон аккорда, нижний при расположении голосов по терциям.

Расположение голосов

Расположение голосов определяется расстоянием между звуками в нем. Оно бывает:

  • тесное — расстояние между верхними голосами не больше кварты
  • широкое — расстояние между верхними голосами не меньше квинты
  • смешанное

Изложение ведущих тонов (guide tone voicing)

Способ широкого изложения голосов в котором в верхних голосах остаются примарный и терцовый тона. Для плавности голосоведения в гармонических последовательностях голоса берутся в одном из обращений (обращение — смена расположения звуков путем переноса одного из них через октаву).

Голосоведение с ведущими тонами в верхних голосах

Аккорды в тесном расположении

Обратим внимание что под обращением аккордов здесь имеется в виду обращение в верхних голосах (не затрагивает нижние).

Обращение аккордов в тесном расположении

В пятиголосных аккордах возможна удержание трезвучий: такое сочетание обращений аккордов при котором трезвучие, образованное с использованием надстроек, в первом аккорде переходит в следующий аккорд без изменения структуры.

Удержание голосов при плавном голосоведении в пятиголосных аккордах

Изложение аккордов 9-7-3-5

Аналогично с тем, как мы можем получить септаккорды в диатонике, мы можем построить нонаккорды.

На верхней строчке аккорды представлены в основном виде. На нижних двух — в изложении 9-7-3-5

В диатонике натурального мажора с ноной звучат крайне диссонирующе звучат аккорды двух ступеней: третьей и седьмой. Если такая резкая краска не нужна, лучше не брать в низ нону.

В основном виде играть аккорды состоящие из пяти нот неудобно. К тому же их звучание становится «грязным». Простой способ изложения нонаккордов — это изложение путем перемещения примарного тона в бас, и спуска верхних двух голосов на октаву вниз.

Rootless voicing

Еще один способ изложения — изложение аккордов без примарного тона. Чаще всего он используется когда основные тона играет бас-гитара или контрабас. В широком варианте ведущие тона переходят в нижние голоса. Верхние и нижние голоса могут браться в обращении.

Пример плавного голосоведения в тесном расположении голосов без примарного тона в негативной гармонии.

Римскими цифрами со знаком «-» обозначены негативные замены натуральных ступеней.

Эволюция

Ниже представлена последовательность шагов для получения изложения без примарного тона с удвоением одного из голосов. Эту последовательность можно рассматривать как своего рода эволюцию вариантов изложения аккордов.

В аккордах с большим количеством надстроек (например, C13) используется неполное изложение голосов. Т.е. одна или несколько нот из основного аккорда удаляются. Чаще всего исчезает квинтовый тон, но также возможно изъятие ведущих тонов (септового и даже терцового). В случае удаления ведущих тонов нужно следить, чтобы качество аккорда читалось в гармонической последовательности.