В теории модального джаза диатонические моды являются производными от какого-то изначального мажорного лада (в некоторых источниках литературы моды как отдельный термин не употребляются, и входят в понятие «лады«). Стоит заметить, что последний сам является модом под названием ионийский.
Метод составления ладов от изначального заключается в построении модов от его ступеней. Далее в примере показано как в до-мажоре строятся лады: дорийский (II ступ.), фригийский (III), лидийский (IV), миксолидийский (V), аэолийский (VI) и локрийский (VII).
Более подробную информацию о них можно посмотреть в этой статье.
Хроматические моды имеют основание, которое нельзя получить, используя только белые клавиши фортепиано. Например — моды. На примере мелодического до-минора: дорийский (II), лидийский увеличенный (III), миксолидийский #11 (IV), миксолидийский b13 (V), локрийский #2 (#VI), альтерированый (#VII)
Мелодический минор
Структура данного мода содержит два квартаккорда, содержащих повышенную VI и VII ступени и обыгрывает аккорд Cm9(#7)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
Дорийский с пониженной второй
Этот лад отличается от обычного пониженной II и повышенной VI ступенями и обыгрывает C13(b9)sus
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
Локрийский с натуральной второй
Здесь встречаются такие украшения, как пониженная V и натуральная II. Обыгрывает аккорд Cm7(b5)
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
Лидийский увеличенный
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
Миксолидийский #11
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
Миксолидийский b13
Пример использования в четырехтактовой прогрессии
Альтерированный
Этот лад содержит четыре изменения: повышенную и пониженную нону (9), повышенную ундециму (11) и пониженную терцдециму (13), и обыгрывает Calt
Пример использования в четырехтактовой прогрессии