Диатонические функции и лады в миноре

Источником гармонии в миноре служат минорные лады: натуральный, гармонический, мелодический, дорийский и фригийский. Самые распространенные среди них следующие три.

Натуральный минор и лады в нем
Мелодический минор с альтерациями (джазовый минор) и лады в нем
Гармонический минор и лады в нем

Из всех минорных ладов можно составить совмещенный лад минора.

Совмещенный минорный лад

Рассмотрим гаммы мелодического минора. Как и мажорная гамма, мелодический минор имеет внутри себя семь различных ладов. От одноименного мажора гамму мелодического минора отличает только один звук, находящийся на третьей ступени и отстоящий от тоники на малую терцию.

Рис. 1

Такое минимальное отличие звукоряда мелодического минора и одноименного мажора делают легко применимыми ранее наработанные в мажоре практические приемы. Так, например, при игре секвенций диатоническими квартами, в ряду фраз меняется только две. Диатоническая кварта — интервал, который образуется между каждой четвёртой нотой тональности.
Например, в тональности С-dur, — это интервал между C и F, D и G, E и A,
F и B, G и C, A и D, B и E.
Стоит обратить внимание, что для мажорной гаммы характерны два вида диатонических кварт: чистая и увеличенная (тритон). Так ноты F и B, образующие тритон, внутри тональности находятся на расстоянии кварты.

Диатоническая секвенция в мелодическом до миноре. Игра диатоническими квартами.

Другим практическим выводом при игре минора являются изменения в надстройках аккордов, входящих в распространенные гармонические обороты.

На второй ступени происходит замена диатонического аккорда II ступени (IIm7) на аккорд второй ступени с увеличенной септимой (IIm7+). Исключение составляют случаи, когда аккорд II ступени является частью прогрессии II V.

Другое изменение происходит с аккордом первой ступени. В нем появляется увеличенная септима. В до миноре это аккорд Cm7+. Такой аккорд носит разговорное название «минорно-мажорный» из-за того, что в его составе два трезвучия: о примарного тона вверх выстраивается минор, от терцового вверх — мажор.

В миноре прогрессия II V I претерпевает изменения. В отличие от мажорной (Dm7, G7, Cmaj в до мажоре), она обычно состоит из малого уменьшенного, альтерированной доминанты, и большого минорного аккордов (Dm7(-5), G7alt, Cm7+).

N.B. Обозначение alt означает, что в аккорде используются альтерированные надстройки.