Разговор об аккордах Колтрейна надо начинать с понятия тональный центр. Тональный центр (в другой литературе — ключевой центр) — это характерное для тональности отношение неустойчивых звуков или аккордов к устойчивым: характеристика тональности, которая может быть раскрыта через последовательность V-I и II-V-I.
Движение тональных центров использовалось и до аккордов Колтрейна. Например, при модуляции. Чаще такое движение происходило по малым и большим секундам, либо малым терциям.
Колтрейн стал первым, который применил движение тональных центров по большим терциям в качестве основы для музыкальной темы.
До Колтрейна движение тональных центров внутри тему происходило:
- по квинтовому кругу
- по нисходящим тонам
- по нисходящим полутонам
Эксперименты с движением центров внутри темы по большим терциям до Колтрейна. Например, начальные такты тем Коула Портера “Night and days” (шаг на б3 вверх). В теме Ричарда Роджерса “Have you met miss Jones” движениями по большим терциям выписан весь бридж. Тема Тэдда Дамерона “Lady Bird” использует такое движение в двух последних тактах вместо “вертушки” (вместо Cmaj-A7-Dm7-G7-Cmaj в теме идет оборот Cmaj-Eb7-Ab7-Db7-Cmaj). Также в тернэраунде Кенни Бэррон использует ход по большим терциям при исполнении темы “All God’s chillun got rhythm” Бронислава Кейпера. Еще один пример — движение по большим терциям вверх в бридже темы Лаки Томпсона “Dancing sunbeam”.
Регармонизация аккордами Колтрейна
Для регармонизации аккордами Колтрейна подходят темы где:
- прогрессии II-V-I длятся долго (от четырех тактов);
- встречаются тернэраунды I-VI-II-V или III-VI-II-V
Движение тональных центров по малым терциям
Следующий логичный эксперимент с движением тональных центров — движение по малым терциям.
Сам Колтрейн с таким движением написал тему “Central park west”: в ней интервал между тональными центрами малая терция либо тритон (сумма двух малых терций).
Другой пример — тема Дональда Берна “Fly little bird fly”