Лады и форма аккордов

Лад — центральное понятие в учении о гармонии. Понятие лада основано на бинарных оппозициях «устой» / «неустой» и «тяготение» / «разрешение». Эти панданы не могут быть точно определены в терминах одной лишь музыкальной науки, поскольку они реферируют категории психологического восприятия музыки. В качестве примеров ладового устоя (и неустоя) обычно называют один тон (звук) или созвучие (интервал, конкорд, аккорд), или сонор. В широком смысле устоем может считаться и звукоряд (в старомодальной и новомодальной музыке) и серия (в музыке XX века).

Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам — модальности и тональности. Модальные лады — те, которые опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать). Тональные лады — те, которые опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать).

Основные формы мажорных аккордов


Мажор и минор. Табулатура. Представление в боксе.

Лады и форма мажорного аккордов

Цифрами без кружков обозначаются номера пальцев левой руки: 1 2 3 4

Цифрами в кружках — номера ладов.

Лад мелодического минора

Натуральный минор

Гармонический минор

Доминантовый лад

Целотонные лады для обыгрывания увеличенных аккордов

Уменьшенные лады

Лад альтерированной доминанты

Лады народной музыки

Аппликатуры ладов народной музыки