Лад — центральное понятие в учении о гармонии. Понятие лада основано на бинарных оппозициях «устой» / «неустой» и «тяготение» / «разрешение». Эти панданы не могут быть точно определены в терминах одной лишь музыкальной науки, поскольку они реферируют категории психологического восприятия музыки. В качестве примеров ладового устоя (и неустоя) обычно называют один тон (звук) или созвучие (интервал, конкорд, аккорд), или сонор. В широком смысле устоем может считаться и звукоряд (в старомодальной и новомодальной музыке) и серия (в музыке XX века).
Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам — модальности и тональности. Модальные лады — те, которые опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать). Тональные лады — те, которые опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать).
Основные формы мажорных аккордов
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/71.png?w=1024)
Мажор и минор. Табулатура. Представление в боксе.
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/86-1.png?w=516)
Лады и форма мажорного аккордов
Цифрами без кружков обозначаются номера пальцев левой руки: 1 2 3 4
Цифрами в кружках — номера ладов.
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/72.png?w=418)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/73.png?w=1024)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/74-1.png?w=1024)
Лад мелодического минора
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/75.png?w=1024)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/76.png?w=1024)
Натуральный минор
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/77.png?w=1024)
Гармонический минор
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/78.png?w=1024)
Доминантовый лад
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/79.png?w=1024)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/80.png?w=1024)
Целотонные лады для обыгрывания увеличенных аккордов
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/81.png?w=1024)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/82.png?w=1024)
Уменьшенные лады
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/83.png?w=1024)
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/84.png?w=1024)
Лад альтерированной доминанты
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/85.png?w=1024)
Лады народной музыки
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/d0a1d0bdd0b8d0bcd0bed0ba.jpg?w=1016)
Аппликатуры ладов народной музыки
![](https://musictheoryforall.files.wordpress.com/2020/04/scales-1.jpg?w=724)