Что такое микст?

  В европейских вокальных школах (английской, французской, немецкой и итальянской) голос принято разделять на три регистра: грудной, микстовый и головной. Несмотря на различные точки зрения относительно диапазона этих регистров и уместности их употребления, трех-регистровое представление употребляется повсеместно . Есть педагоги, отрицающие существование регистров. Другие заявляют, что в певческом голосе есть только два регистра, голос и фальцет. Согласно рентгенологическим исследованиям Л. Дмитриева , в вокальном голосе взрослого человека есть два различных режима работы голосовых складок: с плотным смыканием голосовых складок (грудной регистр) и с плотным прижимом черпаловидных хрящей, приводящем к образованию веретенообразной щели между голосовыми складками, (головной регистр, фальцет, фистула). Вопрос овладения ровным, единообразным звуком по всему вокальному диапазону — это вопрос поиска смешанного голосообразования (микста) в переходных нотах между регистрами (нотах, которые певцу комфортно брать обоими регистрами) или поиска смешанного голоса на всем диапазоне.

  Разберемся с тем, что такое микст, и как его найти. Жильбер Луи Дюпре (выдающийся французский тенор, родившийся в 1806 г.) пел свои самые высокие ноты, используя технику voce di testa (фальцет), либо voix mixte (смешанный голос), либо voce di mezzo petto (полугрудной регистр). Гараде (Garaude, A. Methode du chant. 1809.) писал «У теноров, регулярно используемые головные тона обладают бесконечным очарованием. Нужно атаковать их с силой и чистотой, и объединять их с грудным регистром.» В его музыкальных примерах эти тона находятся между Е4 и F#4. Он писал, что для расширения грудного регистра и объединения грудного и головного регистров, тенора используют микст (voix mixte), в котором регистры смешиваются. Опытный тенор мог использовать такую технику для исполнения фраз без смены регистра или без слышимого регистрового перехода. В своих работах он приводит пример, когда микстованый голос берет Bb4. Возможно именно эту технику Россини (Rossini) так не любил и сравнивал верхние ноты Дюпре визгом каплуна.

  Идея того, что микстовый голос может быть получен и от основного регистра периодически возникает в вокальной педагогике . У некоторых авторов , например Агрикола (Agricola), Натан (Nathan) и Грауде (Garaude), описаны способы нахождения легкого вокального голоса, называемого по-разному: притворный голос (voce finta), фистула (Fistelstimme), полугрудной регистр (voce di mezzo petto) и смешанный голос или микст (voix mixte). Точное значение любого из этих слов не ясно, но в совокупности становится понятно, что описывалась некая общая вокальная техника, отличающаяся от грудного регистра, фальцета или прикрытого голоса. Мануэль Гарсия пытался описать приемы для пения верхних пассажей. Он не применяет термины voix mixte и voce di mezzo petto, так как они предполагают что высокие ноты воспроизводятся с помощью грудного и фальцетного регистров одновременно. Он считал это мысль ошибочной. С его точки зрения любой звук заставляет голос работать в одном из регистров, грудной или фальцетном. Вместо микста Гарсия описывает два пути взятия высоких нот, зависящих от состояния голосовой щели и зева: с помощью укрепления фальцета, и с помощью облегчения груди. Знаменитый педагог 18 века Манчини писал: «Однако существуют голоса, обладающие крайне странным даром воспроизводить все одним регистром»(Багуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Вып. 1-3 М., 1929-1937).

  В исследованиях, проведенных Л. Дмитриевым при помощи моментальных рентгеновских снимков было выявлено что у профессиональных певцов с ровным и опертым двухоктавным диапазоном переход между регистрами не сопровождался значительной перестройкой в работе голосовой щели. Существенное различие при переходе к верхнему участку диапазона у певцов — расширение нижней части глотки. Такое расширение нужно для прикрытия опускания надгортанника, которые в опущенном положении увеличивает воздушной давление в гортанной трубке.

  Такой прием в академическом вокале называется «прикрытием». «Опускание надгортанника и прикрытие им входа в гортань у певцов происходит при натяжении прикреплённых к надгортаннику боковых складок, происходящем во время поперечного растяжения нижнего отдела глотки и одновременном смещении кпереди, нижней части корня языка, приводящего к расширению надгортанной части глотки. Это расширение надгортанной части глотки, отмечаемое у мастеров на всех рентгенограммах, снятых во время пения, хорошо ощущается певцами как открытие горла.» — В.И. Юшманов .

  Также Дмитриев пишет, что существует два пути организации смешанного голосообразования: с преобладанием фальцетного элемента и с преобладанием грудного элемента. Тип смешения, по Дмитриеву, должен диктоваться индивидуальными отличиями голосового аппарата ученика.

  При пении в эстрадно-джазовой манере часто нужен не только мягкий и/или прикрытый звук, но и микст с «металлом» в голосе. При этом и фальцетный и грудной звук при эстрадном микстовании сильнее выведены вперед и «открыты». При этом микст нельзя путать с техникой белта. Обычно термин «белт» относится только к женским голосам. Оскар Косарин пишет: «Это — громкий, динамичный голос, который получается при растягивании грудного регистра за пределы его нормального диапазона. Многие певицы на этом звуке комфортно берут Bb первой октавы и выше.» (Oscar Kosarin, The SinginActor). Мощный белтовый звук имеет существенные ограничения по диапазону и подвижности. Так при исполнении мелизмов или скэта белта недостаточно. Тем более что белт — это малоподвижный голос и им не удастся свободно исполнять, например, подвижные соло в стиле бопа.

Литература:

  1. Miller, Richard, Training soprano voices, Published by Oxford University Press, 2000
  2. Леонид Дмитриев «Основы вокальной методики» (Издательство «Музыка» 2007 год)
  3. The great singers : from Jenny Lind to Callas and Pavarotti / Henry Pleasants. New York : Simon and Schuster, c1981.
  4. Stark James Arthur, 1938-Bel canto: a history of vocal pedagogy. University of Toronto Press Incorporated 1999
  5. Johann Friedrich Agricola, Anleitung zur Singkunst (Berlin, 1757), trans. Julianne Baird as Introduction to the Art of Singing (Cambridge: Cambridge University Press, 1995, Nathan, Musurgia Vocalis, 182; Brown, Classical and Romantic
  6. В.И. Юшманов. Вокальная техника и ее парадоксы. М: Деан -2007.

Похожие записи

Оставить комментарий