Почему «мелодия – дура, а ритм – молодец»?

Одно из определений музыки говорит, что музыка – это искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишинаорганизованными во времени особым образом. При этом звук может быть любым: вокальным, музыкальным, шумовым... Более того, даже тишина может быть музыкой, о чем говорил еще Скрябин [Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика-ХХ1, 2000. 390 с.], предвосхищая новаторство Кейджа с его 4,33 и Софии Губайдулиной. 
Ритм – естественный для человека способ организации звуков и превращения его в музыку: наше существование подчинено ритмам (дыхательному ритму, ритму сердца, ритмам смены дня и ночи и пр.). Древнейшие музыкальные инструменты, дошедшие до нас, удраные. Во многих, если не во всех культурах, ритмы считались сакральными, им приписывалась возможность влиять на окружающую реальность, подчинять ее себе. Различные эксперименты в области «музыкотерапии» показывают прямую связь состояния человека с темпо-ритмической структурой музыки. Так высокие темпы повторяющихся ударов включают телесно-двигательный аспект реакции человека, заставляя его танцевать (если темп достигает или превышает скорость биения сердца (130-140 ударов в минуту)). Темпы в 2 – 3 раза медленнее сердечного, способны ввести человека в состояние транса.

Традиции фиксации ритма

Разные культуры по-разному решали вопрос фиксации ритма. Чаще всего для этого использовался голос и комбинация определенных слогов. Так в арабской традиции и африканской традициях ритм обозначался слогами, имитирующими удары по барабаны соответствующей длительности и высоты:
Dum – низкий протяженный удар;
Ta, tu, ka – высокие удары (край мембраны);
Tak – высокий закрытый звук (slap)
Например, арабские ритмы Maqsoum:
|DumTak;TakDumTak:||
|DumTak;TakDumTakata;Taka:||
Maqsoum (Saaidi)
|DumTak; Dum DumTak:||
DumTak; Dum Dum – Takata;Taka:||
Или африканские ритмы Youley:
|Dum -- Tatak; Tataka -- Dum Dum – Tak:||
|Dum -- Tatak; Tataka -- Dum Dum – Taka -- Taka:||
Bongo Ye
|DumTak -- DumDum; Tu -- TaTa:||
|DumTak -- DumDum; TukaTaTa:||
Отголоски этой идеи звукописьма можно найти в европейский школах ударных, где сложные рудименты запоминаются мненоникой, например:
Парадидл (каждый слог названия соответствует удару)
парадидл
Пата-фла-фла (фла – звук и начало слова «flam» -- флажолет)патафлафла
Нужно заметить, что практических во всех слоговых способах записи ритма (кроме мнемоники, сопутствующей европейской школе), время делится не по тактам, а, скорее, по кодовым фразам. Что способствует развитию полиритмии в культурах, где эти традиции еще живы.

Европейская ритмическая школа

Европейский способ нотного письма, являющийся сейчас универсальным мировым языком музыкантов, запись ритма появилась отнюдь не на первом месте. До появления знакомых нам нот с фиксированной высотой и длительностью, для фиксации музыки использовались невмы: условные знаки над текстом духовных произведений, графически намечающие мелодию. Они, скорее, служили для воспоминания уже выученных напевов.невмыУ нас невмы также появились как первый способ записи духовной музыки. Например, крюковые невмы знаменного напева.Запись мелодии с помощью невм развивалась, но запись ритма отсутствовала. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо первой половины XI века. Однако Гвидо крюкиулучшил только запись мелодии, перенеся ее на четырехлинейный нотный стан. Но права ритма на запись ущемлялись еще долго.  Так, в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XVXVI века) нотаций развивалась точность записи мелодии. Современный способ записи ритма сформировался только в XVII веке.Возможно, имена эта особенность развития нотного письма, и тот факт, что в нашей культуре он был единственным, повлиял на слабую ритмическую школу в России.Современная ритмическая запись базируется на идиоме разбиение целого на математически точные части, дроби.

Названия длительностей и их обозначения

Названия длительности звуков и их обозначения нотами также имеют названия дробей:
Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал) (1);
Половинная - то же самое, но добавлен штиль (1/2);
Четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован (1/3);
Восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы) (1/8);
Шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным (1-16).

длительности

Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков

Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
точка
б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
две точки
в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
лига
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
Вся ритмическая структура музыки, в европейском представлении, -- это также разбиение целого произведения на части. Все произведение разбивается на доли, на метр: если упростить – это то, что хочется стучать ногой или рукой при звуках музыки. Эти доли разбиваются на математически равные фрагменты от одного более сильного удара, до другого (такты). Внутри тактов конкретные ритмические фразы делят «целый» такт (например, 4/4) на дроби, дающие в сумме это целое. Такое представление ритма помогает алгоритмизовать музыку, но, при этом, упрощает и ритмическое мышление музыкантам, делая сложным для восприятия сложно поддающиеся алгоритмизации понятия как полиритмию, динамическую смену темпа, ритмическую милизматику (подхлест, оттяг) и т.д.

Основные определения

Ритм можно определить как организованную последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
Ритм ¾ это соотношение длительностей, или, вернее, моментов взятия звуков в музыке
Метр в теории музыки означает абстрактную пульсацию, которая всегда подразумевается в музыке, хотя и может не воплощаться в реальных звуках. Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.

Понятия «ритм» и «метр».

Метр -- это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. На основе этой пульсации, которая существует лишь в воображении музыканта и слушателей, строится весь остальной музыкальный материал. Сами ноты могут иметь какие угодно длительности - хоть целые, хоть тридцатьвторые, но МЕТР, который их организует в нужное течение времени - остается нерушим. Проводя аналогию, можно сказать, что метр - это квадратные клеточки канвы, а "РИТМ" - это вышивка, сделанная по канве. Метр - это нечто, существующее вечно и везде, как само пространство. А ритм - это узор, которым можно сделать видимым течение времени, и который держится на фундаменте метра. Первое понятие - абстракция, а второе - прекрасная реальность, которая не могла бы существовать без абстрактной опоры...
Отдельные щелчки воображаемого метронома называются "долями". Из долей складывается каждый такт произведения. Количество долей в такте может быть разным, но главное -- эти доли неравнозначны между собой. Независимо от жанра и других параметров музыки, всегда первая доля (первый метрический удар) каждого такта имеет большую смысловую нагрузку, больший вес, чем все остальные доли. Поэтому первая доля такта называется сильной долей - это тоже устоявшийся термин. Собственно, тактом и называется промежуток между двумя соседними сильными долями. А то невольное ударение, которое Вы делаете на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом. Впрочем, акцент Вы можете сделать на любой ноте, если это требуется характером мелодии. Просто, чтобы Вы не путались: сильная доля - вещь нерушимая, а акцент - всего лишь манера исполнения.
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Размер

Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся сразу после ключа (и ключевых знаков, если они имеются) так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения.
В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.
В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

Простые метры и размеры

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.
Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми. Все размеры их, выражающие то же, называются простыми размерами. К простым размерам относятся:
а) Двухдольные размеры – 2/2, 2/4, 2/8.
б) Трехдольные размеры – 3/2, 3/4, 3/8.

Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли

При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры.
Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.
Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.
Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.
Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:
четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2
шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16
девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16
двенадцатидольные размеры: 12/8 , реже встречается 12/16

Смешанные метры и размеры

От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие, - смешанными размерами.
Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.
Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например 11/4. Еще, большинство из Вас,наверняка, слышало мелодию "Take Five" в размере 5/4, которую неизменно используют для своих импровизаций джазовые исполнители.
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;
2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.
Например:

Синкопа

Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.
Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю.

Темп

Скорость движения называется темпом. В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке.

Поем ритм

Голос как самостоятельный перкуссионный инструмент выделился из техник обучения перкуссии и ударным, использующих мнемонику для фиксации ритма. Наиболее яркой вокальной традицией пения ритмических партий является индийский скэт-коннакол.  Школа Коннакол формируется уже более 500 лет. Скэтовые слоги основаны по большей части на санскрите. Типичная запись ритма в этой школе выглядит так:
*Tha , Ta , Ke Ta Tha Ka Thi*Ne , Ta Ke Ta , Ta Ka , *Tha , Ding , Ke Na Thom Thang , *, Ta , Ta , Di , , ,
В западной музыке вокальная перкуссия вышла из скэта. Яркий пример такого перехода – метод обучения вокалистов ритмическим идиомам джаза и блюза «Scat drums» Боба Столоффа. Ну и, конечно, наиболее распространенный и популярный способ исполнения ритмических композиций при помощи голоса – битбокс.

Похожие записи

Оставить комментарий